Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.10.2003 N А26-1779/03-26 В связи с тем что предприятия, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, освобождаются от уплаты налогов на часть прибыли, направляемую на капитальные вложения производственного и непроизводственного назначения, суд признал недействительным решение налогового органа о доначислении обществу налога на прибыль.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 октября 2003 года Дело N А26-1779/03-26

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Абакумовой И.Д., Никитушкиной Л.Л., при участии от открытого акционерного общества “Онежский тракторный завод“ Лагута С.М. (доверенность от 30.09.2003 N 84-10/15), Горбачевой М.Е. (доверенность от 25.12.2002 N 57-115), рассмотрев 01.10.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.06.2003 по делу N А26-1779/03-26 (судья Шатина Г.Г.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Онежский тракторный завод“ (далее - Общество, ОАО “ОТЗ“) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительными решений от 06.03.2003 N 4.4-03/113 и N 4.4-03/122 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия (далее - налоговая инспекция) в части уплаты налога на прибыль, дополнительных платежей по этому налогу и внесения исправлений в бухгалтерский учет за 1999 и 2000 годы, а также требований N 4.4-06/812 и N 4.4-06/813 об уплате налогов по состоянию на 06.03.2003.

Решением суда от 02.06.2003 требования Общества удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение суда и отказать Обществу в удовлетворении заявления.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку представленных ОАО “ОТЗ“ дополнительных деклараций по налогу на прибыль за 1999 и 2000 годы, в ходе которой установила неправомерное использование Обществом льгот по налогу на прибыль, предусмотренных Законом Российской Федерации “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“ от 19.02.93 N 4520-1 и подпунктом “в“ пункта 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций“, что привело к занижению налоговой базы и неполной уплате налога на прибыль в сумме 2362114 руб. за 1999 год и в сумме 2821520 руб. за 2000 год.

По результатам проверки налоговым органом составлены акты от 05.02.2003 N 4.4-02/64 и N 4.4-02/62, на основании которых приняты решения от 06.03.2003 N 4.4-03/113 и N 4.4-03/122 об отказе в привлечении Общества к налоговой ответственности, доначислении указанных сумм налога на прибыль и 324790 руб. дополнительных платежей за 1999 год.

В соответствии с принятыми решениями налоговая инспекция направила ОАО “ОТЗ“ требования N 4.4-06/812 и N 4.4-06/813 об уплате налога по состоянию на 06.03.2003.

Общество не согласилось с указанными ненормативными актами налогового органа, в связи с чем обратилось в арбитражный суд.

Суд признал оспариваемые решения и требования налоговой инспекции недействительными, как несоответствующие законам Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ (далее - Закон о налоге на прибыль) и от 19.02.93 N 4520-1 “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“ (далее - Закон N 4520-1).

Кассационная инстанция считает такое решение правильным и не находит оснований для его отмены.



Из актов камеральной налоговой проверки следует, что Общество в представленных декларациях по налогу на прибыль за 1999 и 2000 годы в нарушение подпункта “а“ пункта 1 статьи 6 Закона о налоге на прибыль заявило льготу по налогу, не исключив из расходов, направленных на финансирование капитальных вложений, суммы износа, начисленного по основным средствам.

Данное нарушение привело к занижению налоговой базы и неполной уплате ОАО “ОТЗ“ налога на прибыль за 1999 и 2000 годы.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики имеют право использовать льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ льготы по налогам и сборам устанавливаются законодательством о налогах и сборах, которое, как следует из пункта 1 статьи 1 НК РФ, состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Подпунктом “а“ пункта 1 статьи 6 Закона Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ установлено, что при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направленные предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам.

Данная льгота предоставляется указанным предприятиям, осуществляющим соответственно развитие собственной производственной базы и жилищное строительство, включая погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, при условии полного использования ими сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату.

Между тем, как видно из материалов дела, Обществом заявлена льгота по налогу на прибыль, установленная статьей 5 Закона N 4520-1.

Из названной статьи следует, что предприятия, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, освобождаются от уплаты налогов на часть прибыли (дохода), направляемую на капитальные вложения производственного и непроизводственного назначения.

Льгота, установленная статьей 5 Закона N 4520-1, направлена на поддержку предприятий, расположенных и осуществляющих свою деятельность в экстремальных природно-климатических условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В названной норме нет указания на то, что эта льгота применяется с учетом положений статьи 6 Закона о налоге на прибыль. Не содержится в ней и каких-либо ограничений (условий) по ее применению.

В пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ разъяснено, что впредь до момента введения в действие соответствующих глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации судам надлежит применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.

Относясь к предприятиям, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, ОАО “ОТЗ“ правомерно применило льготу по налогу на прибыль, установленную статьей 5 Закона N 4520-1. Эта льгота является самостоятельной дополнительной налоговой льготой в отношении организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В связи с изложенным кассационная инстанция считает, что ограничения, установленные подпунктом “а“ пункта 1 статьи 6 Закона о налоге на прибыль, действуют только в отношении льготы, предусмотренной этим законом, и не распространяются на льготы по налогу на прибыль, указанные в иных актах законодательства.

Как видно из материалов камеральной налоговой проверки, в 1999 и 2000 годах ОАО “ОТЗ“ необоснованно применяло льготу по налогу на прибыль, предусмотренную подпунктом “в“ пункта 1 статьи 6 Закона о налоге на прибыль, что привело к неполной уплате налога.

Подпунктом “в“ пункта 1 статьи 6 Закона о налоге на прибыль установлено, что при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы взносов, направленные на благотворительные цели.



В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 11.08.95 N 135-ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях“ под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан или юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

При этом статьей 18 названного нормативного акта гарантируется защита предусмотренных законодательством Российской Федерации прав и законных интересов граждан и юридических лиц - участников благотворительной деятельности.

Из материалов дела видно, что в 1999 и 2000 годах Общество оказывало благотворительную безвозмездную материальную помощь общественной организации ветеранов войны и труда на основании писем этой организации с просьбой оказать материальную помощь ветеранам и для проведения Дня пожилого человека.

Учитывая изложенное, ОАО “ОТЗ“ в налоговых декларациях за 1999 и 2000 годы обоснованно заявило льготу по налогу на прибыль, в связи с чем налоговая инспекция неправомерно доначислила Обществу спорные суммы налога.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы налогового органа.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.06.2003 по делу N А26-1779/03-26 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия - без удовлетворения.

Председательствующий

КОЧЕРОВА Л.И.

Судьи

АБАКУМОВА И.Д.

НИКИТУШКИНА Л.Л.