Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.09.2003 N А56-39154/02 КУГИ при расчете задолженности почтового отделения по арендным платежам должен был учитывать положения закона Санкт-Петербурга, в соответствии с которым организации федеральной почтовой связи освобождаются от арендной платы за пользование находящимися в собственности Санкт-Петербурга объектами нежилого фонда, поскольку КУГИ является уполномоченным собственника имущества по распоряжению данным имуществом.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 сентября 2003 года Дело N А56-39154/02

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Коняевой Е.В., Сергеевой И.В., при участии в судебном заседании от ФГУПС “Управление федеральной почтовой связи Санкт-Петербурга и Ленинградской области“ Клесова А.В. (доверенность от 06.03.2003), рассмотрев 25.09.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.03.2003 по делу N А56-39154/02 (судья Дудина О.Ю.),

УСТАНОВИЛ:

Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному государственному унитарному
предприятию связи “Управление федеральной почтовой связи Санкт-Петербурга“ (далее - УФПС) о взыскании 299925,82 руб., в том числе 268248,71 руб. задолженности по арендной плате за период с 01.05.2002 по 30.11.2002 и 31677,11 руб. пеней, на основании договора от 22.12.97 N 08-А-000153 аренды нежилых помещений общей площадью 522,7 кв.м, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, проспект Ветеранов, дом 141, корпус 1, литера А, помещения 8-Н, 20-Н.

В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец увеличил размер заявленных требований и просил взыскать с ответчика 626814,04 руб., в том числе 538061 руб. задолженности по арендной плате за период с 01.05.2002 по 31.03.2003 и 88753,04 руб. пеней за период с 11.05.2002 по 04.03.2003.

Решением от 14.03.2003 с УФПС в пользу истца взысканы долг по арендной плате в размере 211291,19 руб. и пени в размере 5000 руб. В остальной части иска отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе КУГИ просит решение изменить, взыскать с УФПС задолженность по арендной плате за период с 01.05.2002 по 30.11.2002 в сумме 268248,71 руб. и неустойку по состоянию на 21.11.2002 в сумме 31677,11 руб., ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, суд неправомерно отказал истцу во взыскании части задолженности и пеней, поскольку Закон Санкт-Петербурга от 26.09.2002 N 406-42 “О государственной поддержке органами государственной власти Санкт-Петербурга организаций федеральной почтовой связи, расположенных на территории Санкт-Петербурга“ (далее - Закон Санкт-Петербурга от 26.09.2002 N 406-42) не относится к нормативным актам, которые могут содержать нормы гражданского права, спорные правоотношения должны регулироваться заключенным между сторонами договором аренды, не изменявшимся в установленном порядке.

КУГИ
надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения жалобы, однако своего представителя в судебное заседание не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Представитель УФПС против удовлетворения жалобы возражал, указывая на законность и обоснованность решения суда.

Законность решения суда проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, между КУГИ и УФПС заключен договор от 22.12.97 N 08-А-000153 аренды нежилых помещений, расположенных по указанному выше адресу.

Размер и порядок внесения арендных платежей установлены в разделе 3 договора.

В связи с ненадлежащим исполнением арендатором обязательств по внесению арендной платы КУГИ обратился в арбитражный суд с данным иском.

Согласно статье 2 Закона Санкт-Петербурга от 26.09.2002 N 406-42, вступившего в действие 04.11.2002, организации федеральной почтовой связи, расположенные на территории Санкт-Петербурга, освобождаются от арендной платы за пользование находящимися в собственности Санкт-Петербурга объектами нежилого фонда, расположенными на территории Санкт-Петербурга, в отношении которых осуществляются полномочия территориальных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по договорам, при заключении которых одной из сторон выступает Санкт-Петербург.

Сдача имущества в аренду является одним из способов распоряжения собственником своим имуществом. В силу статей 125, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Как следует из статей 71, 72 Конституции Российской Федерации, вопросы собственности субъекта Российской Федерации не входят в ведение Российской Федерации, а также в совместное ведение Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации последние обладают всей полнотой государственной
власти.

В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов.

Подпунктом “ж“ пункта 2 статьи 5 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ к полномочиям законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации отнесено установление порядка управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации.

Размер арендной платы за имущество, находящееся в собственности Санкт-Петербурга, определяется в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 18.09.97 N 149-51 (с последующими изменениями), которым руководствуется КУГИ при заключении договоров аренды. Следовательно, и Закон Санкт-Петербурга, которым отдельные категории пользователей имущества, находящегося в собственности Санкт-Петербурга, освобождаются от арендной платы, не может не учитываться КУГИ как органом, уполномоченным собственником распоряжаться имуществом.

Довод подателя жалобы о том, что арендные отношения между истцом и ответчиком регулируются исключительно договором аренды, изменения в который сторонами не вносились, не может быть принят во внимание, поскольку из содержания договора следует, что обязательства арендатора по внесению арендной платы определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга по вопросам установления арендной платы.

При таких обстоятельствах суд правомерно взыскал задолженность по арендной плате и пени за период, ограниченный датой вступления в действие Закона Санкт-Петербурга от 26.09.2002 N 406-42.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.03.2003 по делу N А56-39154/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

Председательствующий

ВЛАСОВА М.Г.

Судьи

КОНЯЕВА Е.В.

СЕРГЕЕВА И.В.