Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.09.2003 N А13-4283/03-08АП Поскольку действующим КоАП РФ не предусмотрено привлечение к административной ответственности за применение неисправной ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением, ИМНС неправомерно привлекла предпринимателя к ответственности за применение ККМ, выдающей чек с нечетко отпечатанными реквизитами.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 сентября 2003 года Дело N А13-4283/03-08АП

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Марьянковой Н.В., Шпачевой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 18.06.03 по делу N А13-4283/03-08АП (судья Чельцова Н.С.),

УСТАНОВИЛ:

Предприниматель Корчагин Николай Алексеевич обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Вологодской области (далее - Инспекция) от 27.05.03 N 13 о назначении административного наказания в виде наложения штрафа в размере 3000 руб. за нарушение Закона Российской Федерации “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“ от 18.06.93 N 5215-1 по основаниям, установленным статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда от 18.06.03 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе ее податель просит отменить обжалуемый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, указывая, что применение неисправной контрольно-кассовой машины (далее - ККМ) является основанием для привлечения к административной ответственности за осуществление денежных расчетов с населением без применения ККМ в соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ.

Стороны о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, 20.05.03 Инспекцией при проведении проверки соблюдения Закона Российской Федерации “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“ от 18.06.93 N 5215-1 в магазине “Север“, принадлежащем предпринимателю Корчагину Н.А., расположенном по адресу: ст. Семигородняя Харовского района, ул. Северная, дом 5-а, установлен факт выдачи чека с нечетко отпечатанными реквизитами. По результатам проведенной проверки Инспекция составила акт от 20.05.03 и протокол об административном правонарушении от 20.05.03 N 13, в которых зафиксирован факт осуществления денежных расчетов с населением с применением неисправной ККМ.

На основании протокола об административном правонарушении от 20.05.03 и приложенных к нему документов Инспекция вынесла постановление от 27.05.03 N 13 о привлечении предпринимателя Корчагина Н.А. к ответственности в виде взыскания штрафа в размере 3000 руб. за нарушение Закона “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“ от 18.06.93 и пунктов 4, 7, 8 Положения о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“ от 18.06.93 N 5215-1, действовавшего на момент вынесения решения суда от 18.06.03, и в соответствии с Законом, действующим в настоящее время, организации и индивидуальные предприятия при осуществлении денежных расчетов с населением обязаны использовать исправные ККМ. Требования к ККМ, включая порядок и условия их применения, установлены в Положении о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745 (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 4 Положения на выдаваемом покупателю чеке или вкладном (подкладном) документе должны отражаться следующие реквизиты: наименование организации, идентификационный номер организации-налогоплательщика, заводской номер ККМ, порядковый номер чека, дата и время покупки (оказания услуги), стоимость покупки (услуги), признак фискального режима.

ККМ, которая не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает на чеке вышеперечисленные реквизиты, в силу пункта 8 Положения считается неисправной.



Положением определены случаи, когда применение неисправной ККМ приравнивается к ее неприменению: применение ККМ с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти, применение ККМ, на которых отсутствует или повреждена пломба Центра технического обслуживания, отсутствует маркировка предприятия-изготовителя или одно из средств визуального контроля. Нечетко отпечатанные реквизиты на чеке не относятся к таким случаям.

Такой состав административного правонарушения, как применение неисправной ККМ, был предусмотрен статьей 7 Закона Российской Федерации “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“ от 18.06.93 N 5215-1. Однако на основании Федерального закона от 30.12.01 N 196-ФЗ “О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“ статья 7 названного закона в части определения составов административных правонарушений и установления санкций утратила силу с 31.12.01.

Таким образом, с 31.12.01 административная ответственность за нарушение законодательства о применении ККМ установлена только относительно состава, предусмотренного соответствующей статьей Кодекса об административных правонарушениях РСФСР, а с 01.07.02 - статьей 14.5 КоАП РФ. Названная норма КоАП РФ предусматривает административное наказание в случаях продажи товаров, выполнения работ либо оказания услуг в организациях торговли либо иных кредитных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях ККМ.

Статьей 14.5 КоАП РФ ответственность за применение неисправной ККМ не установлена.

Материалами дела установлено, что расчет произведен с применением ККМ, которая зарегистрирована в определенном законом порядке, имеет пломбу центра технического обслуживания и необходимые средства визуального контроля.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает правильным вывод суда о признании незаконным и об отмене постановления Инспекции от 27.05.03 N 13 о привлечении предпринимателя Корчагина Н.А. к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде наложения штрафа в размере 3000 руб. и, не усматривая при принятии обжалуемого судебного акта каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, не находит оснований для его отмены.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 18.06.03 по делу N А13-4283/03-08АП оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Вологодской области - без удовлетворения.

Председательствующий

МАТЛИНА Е.О.

Судьи

МАРЬЯНКОВА Н.В.

ШПАЧЕВА Т.В.