Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.09.2003 N А56-33823/00 Будучи специальным законом, ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ не определяет порядок расчета капитализированных вложений для обеспечения требований по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве при ликвидации юридических лиц - страхователей, поэтому отделение ФСС РФ правомерно применило при расчете методику расчета таких платежей, принятую ФСС РФ в соответствии с действующим законодательством.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 сентября 2003 года Дело N А56-33823/00

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Изотовой С.В., судей Афанасьева С.В. и Кирилловой И.И., при участии от Фонда социального страхования Светалкиной Н.В. (доверенность от 29.07.2003), Павленко В.И. (доверенность от 22.09.2003), от ФГУП “Ленинградский завод “Сокол“ Маршева Д.Ю. (доверенность от 06.06.2003), рассмотрев 22.09.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на определение от 28.01.2003 (судьи Русакова Л.Г., Марченко Л.Н., Лавриненко Т.Е.) и постановление апелляционной инстанции от 19.05.2003 (судьи Дроздов А.Г., Градусов А.Е., Цурбина С.И.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-33823/00,

УСТАНОВИЛ:

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.06.2002 по настоящему делу федеральное государственное унитарное предприятие “Ленинградский завод “Сокол“ (далее - ФГУП “Сокол“) признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим назначен Костомаров Виктор Анатольевич.

Определением от 10.09.2002 вторым конкурсным управляющим назначен Тарантов Александр Юрьевич.

Ленинградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) обратилось в арбитражный суд с жалобой на действия конкурсного управляющего и просило обязать конкурсного управляющего включить в реестр требований кредиторов требование Фонда в размере суммы капитализированных платежей, рассчитанной в соответствии с Методикой расчета капитализированных платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей (далее - Методика), утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.07.2001 N 72, согласованной Министерством труда и социального развития от 07.06.2001 N 4289-ВЯ, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации от 18.06.2001 N МД-939/19 и Федеральной службой по финансовому оздоровлению и банкротству от 10.07.2001 N ТТ-06/3691.

Определением от 28.01.2003 жалоба Фонда отклонена.

Постановлением от 19.05.2003 определение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Фонд просит определение и постановление апелляционной инстанции отменить, жалобу Фонда на действия конкурсного управляющего удовлетворить. По мнению подателя жалобы, суд пришел к неправильному выводу о том, что Методика не подлежит применению, поскольку носит технический характер. Фонд считает, что в силу пункта 4 Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 N 863 (далее - Порядок), принятого на основании статьи 23 Федерального закона “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“, ликвидационная комиссия (конкурсный управляющий) рассчитывает размер капитализируемых платежей в соответствии с методикой расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей, утверждаемой страховщиком по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству.

В отзыве на кассационную жалобу ФГУП “Сокол“ просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения, указывая, что расчет Фонда не соответствует пункту 1 статьи 107 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“; рассчитанная конкурсным управляющим согласно указанной норме закона сумма капитализированных платежей в настоящее время перечислена Фонду; Методика, не являясь правовым актом, противоречит Федеральному закону “О несостоятельности (банкротстве)“ и не подлежит применению. Как указано в отзыве, предметом настоящего спора не является вопрос о размере капитализированных платежей, подлежащих выплате гражданам, которые не передали свои права Российской Федерации, в связи с чем довод подателя жалобы о том, что причитающиеся этим гражданам суммы капитализированных платежей рассчитаны в соответствии с Методикой, не имеет значения для решения настоящего спора.

В судебном заседании представитель Фонда заявил о замене Фонда на его правопреемника - государственное учреждение “Ленинградское региональное отделение Фонда социального страхования“ (далее - ЛРО ФСС) в связи с изменением наименования Фонда на основании приказа Фонда социального страхования Российской Федерации от 05.05.2003 N 116; указанные изменения зарегистрированы Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга, о чем 11.06.2003 внесена запись в единый государственный реестр юридических лиц за государственным регистрационным номером 2037821087214.

Представитель ФГУП “Сокол“ посчитал заявление подлежащим удовлетворению.

Кассационная инстанция считает заявление подлежащим удовлетворению на основании пункта 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель ЛРО ФСС поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ФГУП “Сокол“, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов, просил оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве, указав, что Методика предусматривает расчет повременных платежей до достижения гражданином возраста 100 лет, тогда как в соответствии с пунктом 1 статьи 107 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ такой расчет производится до достижения гражданином возраста 70 лет, но не менее чем за 10 лет.



Иные лица о времени и месте слушания дела извещены, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Согласно пункту 3 статьи 107 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ при наличии согласия гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных повременных платежей переходит к Российской Федерации. В этом случае обязательства должника перед гражданином по выплате повременных платежей переходят к Российской Федерации и исполняются Российской Федерацией в соответствии с федеральным законом и в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Фонд произвел расчет размера капитализированных платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) граждан, передавших свое право требования Российской Федерации, на основе Методики. Конкурсным управляющим признана сумма капитализированных повременных платежей в размере 1371662 рублей 88 копеек, которая включена в реестр кредиторов по состоянию на 28.01.2003; сумма 400748 рублей 77 копеек конкурсным управляющим не признана.

В связи с недостижением согласия между Фондом и конкурсным управляющим по вопросу размера капитализированных платежей спор передан на рассмотрение арбитражного суда.

Суд первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении жалобы Фонда, пришел к выводу, что при расчете капитализированных платежей Методика не подлежит применению, поскольку противоречит пункту 1 статьи 107 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“.

Кассационная инстанция не может согласиться с таким выводом ввиду следующего.

Согласно части 1 статьи 107 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на момент принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, подлежащих выплате гражданину до достижения им возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять лет.

Такой же порядок предусмотрен пунктом 2 статьи 23 Федерального закона “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и производственных заболеваний“, в соответствии с которым при ликвидации страхователя - юридического лица он обязан внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Этот порядок определен постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 N 863, согласно пункту 4 которого конкурсный управляющий обязан рассчитать размер капитализированных платежей в соответствии с Методикой.

В силу пункта 2 Методики расчет размера капитализированных повременных платежей на каждого получателя проводится на момент принятия арбитражным судом решения о признании страхователя банкротом и открытии конкурсного производства путем умножения коэффициента капитализации на социальную норму или экономический норматив формирования средств на обеспечение по страхованию.

Будучи специальным законом, на что правильно указал суд в своем решении, Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)“ вместе с тем не определяет порядок расчета капитализированных платежей, поэтому такой расчет должен производиться в соответствии с Порядком и принятой в соответствии с ним Методикой.

Вывод суда первой и апелляционной инстанций о том, что Методика не содержит правовых норм и носит технический характер, со ссылкой на письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 20.08.2001 N 07/8410-ЮД, не означает необязательности ее применения конкурсным управляющим, так как этот документ принят Фондом социального страхования Российской Федерации в пределах его компетенции и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 N 863.

Следовательно, при принятии обжалуемых определения и постановления апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права, в связи с чем указанные судебные акты подлежат отмене.

Поскольку арбитражный суд первой и апелляционной инстанций установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но неправильно применил норму права, кассационная инстанция считает возможным принять новый судебный акт.



Как следует из материалов дела, установлено судом и не оспаривается ЛРО ФСС и ФГУП “Сокол“, требования Российской Федерации в лице уполномоченного органа - Фонда включены в реестр требований кредиторов по состоянию на 28.01.2003 в первую очередь в сумме 1371662 рубля 88 копеек. В связи с этим в реестр надлежит дополнительно включить сумму капитализированных платежей в размере 400748 рублей 77 копеек.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 48, 286, 287, 288, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

произвести процессуальное правопреемство, заменив Ленинградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на государственное учреждение “Ленинградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации“.

Определение от 28.01.2003 и постановление апелляционной инстанции от 19.05.2003 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-33823/00 отменить.

Обязать конкурсного управляющего федерального государственного предприятия “Ленинградский завод “Сокол“, включить в реестр требований кредиторов первой очереди по состоянию на 28.01.2003 требование государственного учреждения “Ленинградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации“ в размере суммы капитализированных платежей, составляющей 1772411 рублей 65 копеек.

Председательствующий

ИЗОТОВА С.В.

Судьи

АФАНАСЬЕВ С.В.

КИРИЛЛОВА И.И.