Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.09.2003 N А56-40539/02 Решение ИМНС об отказе в проведении зачета излишне взысканных пеней признано недействительным, поскольку включение налогоплательщика в реестр головных исполнителей работ по государственному оборонному заказу согласно нормативным правовым актам Правительства РФ является основанием для списания задолженности по пеням.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 сентября 2003 года Дело N А56-40539/02

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Кирейковой Г.Г., Клириковой Т.В., при участии от федерального государственного предприятия “Российский научный центр “Прикладная химия“ Литвиненко Т.А. (ведущий юрисконсульт, доверенность от 27.05.2003 N 01-941), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга Шершневой А.Г. (главный специалист юридического отдела, доверенность от 24.09.2002 N 14-05/19120), рассмотрев 22.09.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.03 по делу N А56-40539/02 (судьи Кадулин А.В., Гайсановская Е.В., Полубехина Н.С.),

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное предприятие “Российский научный центр “Прикладная химия“ (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга (далее - инспекция) об отказе в проведении зачета излишне взысканных 6115907 руб. пеней в счет погашения недоимок по налогам и сборам, оформленного письмом от 10.12.02 N 15-06/24723.

Решением от 22.04.03 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.

Постановлением апелляционной инстанции от 11.06.03 решение суда от 22.04.03 отменено, отказ инспекции в зачете излишне взысканных пеней, оформленный письмом от 10.12.02 N 15-06/24723, признан недействительным.

В кассационной жалобе инспекция просит отменить постановление апелляционной инстанции, а решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь при этом на неправильное применение судом норм материального права.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, установила следующее.

Предприятие является исполнителем государственного оборонного заказа, включено в реестр N 43/2 Министерства обороны Российской Федерации головных исполнителей и исполнителей работ по государственному оборонному заказу 1994 - 1999 годов.

По состоянию на декабрь 2001 года у налогоплательщика имелась недоимка по налогам, сборам и пеням, возникшая в связи с задолженностью Министерства обороны Российской Федерации по государственному оборонному заказу.

Предприятие обратилось в налоговый орган с заявлением от 26.11.02 N Бух-2133 о зачете суммы излишне взысканных пеней в размере 6115907 руб. в счет недоимок по налогам и сборам в соответствующие бюджеты, ссылаясь в обоснование своих требований на постановление Правительства Российской Федерации от 18.04.02 N 251 “О порядке списания задолженности, возникшей в связи с несвоевременной оплатой головным исполнителям и исполнителям работ по государственному оборонному заказу 1994 - 1999 годов, по пеням, начисленным на 01.01.02 на просроченные налоговые платежи, зачисляемые в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды“ (далее - Постановление Правительства РФ N 251), которым предусмотрено списание до 01.11.02 задолженности по пеням по состоянию на 01.01.02.

Налоговый орган письмом от 10.12.02 N 15-06/24723 отказал в зачете.

Инспекция на основании решений от 07.12.02 N 57 и от 26.12.01 N 60 вынесла постановления от 07.12.01 N 17-20/57 и от 26.11.01 N 17-20/60 о взыскании налога (сбора) и пеней за счет имущества Предприятия, согласно которым взысканию подлежали пени в суммах 5710656 руб. и 405266 руб. соответственно. Указанные постановления направлены в Петроградское отделение службы судебных приставов-исполнителей для производства исполнительных действий в соответствии со статьями 57 - 63 Закона Российской Федерации “Об исполнительном производстве“ от 21.07.97 N 119-ФЗ, постановления исполнены 30.05.02, что подтверждается платежными поручениями N 427, 428, 429, 430, 431.

Предприятие не согласилось с выводами инспекции и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным отказа инспекции в зачете излишне взысканных пеней в счет погашения недоимок по налогам и сборам.



Суд первой инстанции, рассмотрев материалы дела, отказал в удовлетворении заявленных требований, указав в решении на то, что действия по взысканию спорной задолженности по налогам и пеням произведены налоговым органом в период действия постановления Правительства Российской Федерации от 18.04.01 N 304 “Об условиях и порядке списания задолженности предприятий (организаций) по пеням за просрочку уплаты ими в федеральный бюджет налоговых платежей, возникшую в связи с несвоевременной оплатой работ по государственному оборонному заказу в 1998 - 1999 годах“ (далее - Постановление Правительства РФ N 304).

Суд апелляционной инстанции постановлением от 11.06.03 отменил решение суда первой инстанции, установив, что вывод суда о необходимости применения в данном случае Постановления Правительства РФ N 304 ошибочен. Постановление Правительства РФ N 304 не должно применяться к правоотношениям, возникшим в период действия утвержденных Постановлением Правительства РФ N 251 Правил списания задолженности, которыми изменен порядок списания пеней.

Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

В силу пункта 5 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик имеет право на своевременный зачет сумм излишне взысканных налогов, пеней и штрафов.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ обязанность осуществления зачета излишне взысканных сумм налогов, пеней, штрафов возложена на налоговые органы.

Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что инспекция обладала информацией о наличии у Предприятия задолженности по оплате государственного оборонного заказа.

Из Постановления Правительства N 251 следует, что включение головного исполнителя работ по государственному оборонному заказу 1994 - 1999 годов в реестр является основанием для списания задолженности по пеням.

Согласно подпункту “а“ пункта 3 указанного постановления налоговым органам предписывалось приостановить взыскание задолженности по пеням до завершения ее списания в соответствии с названным постановлением.

Инспекция в нарушение данного пункта не приостановила взыскание задолженности по пеням.

В силу пункта 5 Правил списания задолженности суммы пеней, начисленные на недоимки по состоянию на 01.01.02, подлежали списанию при получении соответствующего реестра.

Из имеющихся в материалах дела документов усматривается, что задолженность налогоплательщика по пеням и их взыскание окончено в мае - июне 2002 года, а Постановление Правительства N 251 принято 18.04.02, следовательно, на данные правоотношения распространялось действие Постановления Правительства N 251.

Апелляционная инстанция правильно указала на то, что взысканные на основании постановлений от 07.12.01 N 17-20/57 и от 26.11.01 N 17-20/60 пени являются излишне взысканными. В соответствии со статьей 79 НК РФ в случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов или задолженности по пеням возврат излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки (задолженности).

Таким образом, вывод суда о необоснованности отказа инспекции в зачете излишне взысканных сумм пеней в счет погашения недоимок является правомерным.

При таких обстоятельствах следует признать, что обжалуемый судебный акт является законным и основания для его отмены отсутствуют.

Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа



ПОСТАНОВИЛ:

постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.03 по делу N А56-40539/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

Председательствующий

ЛОМАКИН С.А.

Судьи

КИРЕЙКОВА Г.Г.

КЛИРИКОВА Т.В.