Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.09.2003 N А56-4380/03 При взыскании штрафа за несвоевременное представление декларации по налогу на имущество предприятий суд признал смягчающим обстоятельством наличие у налогоплательщика права на льготу, о применении которой заявлено в уточненной налоговой декларации, и уменьшил размер штрафа.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 сентября 2003 года Дело N А56-4380/03

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Корабухиной Л.И., Пастуховой М.В., при участии от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Санкт-Петербургу главного специалиста юротдела Пироговой А.А. (доверенность от 15.05.03 N 03-09/3673), от организации “Билин Лимитед“ адвоката Пчелкина Ю.В. (доверенность от 25.02.03), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Санкт-Петербургу на решение от 24.03.03 (судья Саргин А.Н.) и постановление апелляционной инстанции от 29.05.03 (судьи Бойко А.Е., Несмиян С.И., Хайруллина Х.Х.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-4380/03,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с иностранной организации “Билин Лимитед“ (Багамские острова) 41836 рублей 80 копеек штрафа по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решением суда от 24.03.03 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 29.05.03 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление суда и удовлетворить заявленные требования, указывая на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.

В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель “Билин Лимитед“ просил оставить судебные акты без изменения.

Законность решения и постановления суда проверена в кассационном порядке.

Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция провела проверку соблюдения требований, установленных статьями 23 и 80 Налогового кодекса Российской Федерации, организацией “Билин Лимитед“, о чем составлен акт от 20.09.02 N 60. По результатам проверки вынесено решение от 30.10.02 N 07-33/135 о привлечении организации “Билин Лимитед“ к ответственности за совершение нарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.

В ходе проверки установлено, что организация “Билин Лимитед“ представила налоговую декларацию по налогу на имущество за 2001 год 16.09.02, то есть с нарушением установленного законодательством срока представления декларации.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сослался на отсутствие в Законе Российской Федерации “О налоге на имущество предприятий“ нормы о сроке представления данного расчета.

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации “О налоге на имущество предприятий“ плательщиками налога в соответствии с этим законом являются компании, фирмы, любые другие организации (включая полные товарищества), образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации и объединения, а также их обособленные подразделения, имеющие имущество на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Ответственность, предусмотренная пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, наступает в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок.



По своим форме и содержанию расчет налога на имущество предприятий отвечает определению налоговой декларации (статья 80 Налогового кодекса Российской Федерации), в связи с чем его несвоевременное представление влечет ответственность, предусмотренную статьей 119 кодекса.

Согласно статье 8 Закона Российской Федерации “О налоге на имущество предприятий“ уплата налога по итогам года производится по годовым расчетам в десятидневный срок со дня, установленного для бухгалтерского отчета за год.

В силу пункта 2 статьи 15 Федерального закона “О бухгалтерском учете“ организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Таким образом, расчет налога на имущество предприятий по итогам года должен быть представлен в налоговый орган в течение 100 дней по окончании соответствующего года.

Использованный в статье 8 Закона Российской Федерации “О налоге на имущество предприятий“ способ определения срока представления в налоговый орган расчета налога на имущество не противоречит законодательству Российской Федерации.

Следовательно, налоговая инспекция правильно квалифицировала действия организации “Билин Лимитед“ как непредставление налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Вторым основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований послужило то, что 27.02.03 организация “Билин Лимитед“ направила в налоговую инспекцию уточненный расчет за 2001 год, в котором заявило о применении льготы, предусмотренной пунктом “а“ статьи 5 Закона Российской Федерации “О налоге на имущество предприятий“.

В соответствии с этим пунктом стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика.

Из материалов дела следует, что имеющееся у организации “Билин Лимитед“ имущество представляет собой жилое помещение, то есть организация вправе применить указанную льготу.

Однако в данном случае отказ во взыскании штрафа на этом основании неправомерен в связи со следующим.

В соответствии со статьей 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Согласно статье 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 2 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено настоящим кодексом.

Таким образом, если в налоговой декларации налогоплательщик не заявил о намерении использовать льготу, то у налоговой инспекции не имеется оснований для ее применения.



Из материалов дела видно, что организация “Билин Лимитед“ подала налоговую декларацию 16.09.02, не заявив в ней о намерении предъявить льготу. Уточненная декларация, в которой указано на применение льготы, была подана только после обращения налоговой инспекции в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа.

Таким образом, налоговая инспекция правомерно привлекла организацию “Билин Лимитед“ к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.

Однако при взыскании штрафа следует исходить из того, что организация “Билин Лимитед“ действительно имеет право на льготу, которую намерена применить, что суд в силу пункта 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации признает смягчающим ответственность обстоятельством.

Согласно пункту 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 настоящего кодекса за совершение налогового правонарушения.

Суд считает возможным снизить размер взыскиваемого штрафа до 1000 рублей.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 24.03.03 и постановление апелляционной инстанции от 29.05.03 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-4380/03 отменить.

Взыскать с организации “Билин Лимитед“ в доход соответствующих бюджетов 1000 рублей штрафа и 100 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.

Председательствующий

КЛИРИКОВА Т.В.

Судьи

КОРАБУХИНА Л.И.

ПАСТУХОВА М.В.