Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.09.2003 N А21-2233/03-С1 Общественная организация инвалидов обязана исчислять и уплачивать в Пенсионный фонд РФ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, поскольку указанные взносы не входят в состав единого социального налога, не включены в систему налогов и сборов РФ и не относятся к числу налогов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 сентября 2003 года Дело N А21-2233/03-С1

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ветошкиной О.В., судей Корпусовой О.А., Хохлова Д.В., рассмотрев 16.09.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Калининградской региональной организации Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане на решение от 08.04.03 (судья Карамышева Л.П.) и постановление апелляционной инстанции от 11.06.03 (судьи Можегова Н.А., Сергеева И.О., Приходько Е.Ю.) Арбитражного суда Калининградской области по делу N А21-2233/03-С1,

УСТАНОВИЛ:

Калининградская региональная организация Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане (далее - общественная организация инвалидов) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинградскому району города Калининграда, правопреемником которой является Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по городу Калининграду (далее - налоговая инспекция), о признании недействительными решения налогового органа от 15.11.02 N 1923 о взыскании 276397 руб. 66 коп. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, 40521 руб. 55 коп. пеней, решения от 08.01.03 N 12 о взыскании 132288 руб. 52 коп. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, 9751 руб. 92 коп. пеней и 26457 руб. 70 коп. штрафа, предусмотренного пунктом 2 статьи 27 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Закон N 167-ФЗ), а также вынесенных на основании указанных решений налогового органа требований об уплате налога от 18.11.02 N 1923 и об уплате налога и уплате налоговой санкции от 09.01.03 N 12.

Налоговой инспекцией был заявлен встречный иск о взыскании штрафных санкций по решению от 08.01.03 N 12.

Калининградское региональное отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - региональное отделение ПФ РФ) привлечено к участию в деле в качестве третьего лица без заявления самостоятельных требований.

Решением от 08.04.03 суд удовлетворил требование организации частично, признав недействительным решение налогового органа от 08.01.03 N 12 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано. В удовлетворении встречного иска отказано.

Постановлением апелляционной инстанции решение суда отменено в части - признаны недействительными решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности от 15.11.02 N 1923, от 08.01.03 N 12, а также требования об уплате налога от 18.11.02 N 1923 и от 09.01.03 N 12 в части взыскания пеней по авансовым платежам на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 50237 руб. 47 коп. В остальной части решение суда от 08.04.03 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общественная организация инвалидов просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются составной частью единого социального налога. Кроме того, общественная организация инвалидов считает, что освобождена от уплаты единого социального налога в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 239 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) как общественная организация инвалидов, в которой инвалиды составляют более 80% от общей численности ее членов.

Стороны о времени и месте слушания дела надлежаще извещены, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, по результатам камеральной проверки от 21.10.02 расчетов общественной организации инвалидов по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за первый квартал и первое полугодие 2002 года налоговой инспекцией установлен факт неначисления и неуплаты заявителем в Пенсионный фонд Российской Федерации авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за указанный период при наличии базы для их исчисления. В связи с этим налоговым органом принято решение от 15.11.02 N 1923 о взыскании с налогоплательщика суммы неуплаченных авансовых платежей по страховым взносам в размере 276397 руб. 66 коп. и начислено 40521 руб. 55 коп. пеней. Во исполнение указанного решения направлено требование от 18.11.02 N 1923, которое осталось неисполненным.

По результатам камеральной проверки расчетов общественной организации инвалидов по авансовым платежам по единому социальному налогу за девять месяцев 2002 года налоговой инспекцией установлен факт неначисления и неуплаты заявителем в Пенсионный фонд Российской Федерации авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за июль, август, сентябрь 2002 года при наличии базы для их исчисления. В связи с этим налоговым органом принято решение от 08.01.03 N 12 о взыскании с налогоплательщика суммы неуплаченных авансовых платежей по страховым взносам в размере 132288 руб. 52 коп., начислены пени в размере 9751 руб. 92 коп. и применены штрафные санкции в соответствии с пунктом 2 статьи 27 Закона N 167-ФЗ в размере 20% от неуплаченных сумм, что составило 26457 руб. 70 коп. Во исполнение указанного решения налоговой инспекцией направлено требование от 09.01.03 N 12, которое также осталось неисполненным.

В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона N 167-ФЗ финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. То есть, страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде сумм страховых взносов, а суммы, зачисляемые в федеральный бюджет на цели государственного пенсионного страхования, уплачиваются в составе единого социального налога. Следовательно, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые в Пенсионный фонд Российской Федерации, не входят в состав единого социального налога и не включены в налоговую систему Российской Федерации. Указанные страховые взносы не относятся к числу налогов.



Ссылка представителей заявителя на то, что статья 239 НК РФ, предусматривающая льготу по уплате единого социального налога для общественных организаций инвалидов, применима к этим организациям и по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет пенсионного фонда, является ошибочной.

Кассационная коллегия исходит из того, что статья 239 НК РФ предоставляет льготы по единому социальному налогу отдельным категориям налогоплательщиков, но не страхователям, обязанным в силу статьи 14 Закона N 167-ФЗ своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов во внебюджетный фонд. Следовательно, статья 239 НК РФ, устанавливающая льготы по единому социальному налогу, на правоотношения по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не распространяется. Специальной нормы, устанавливающей льготу по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование общественным организациям инвалидов, Закон N 167-ФЗ не содержит.

В соответствии со статьей 3 Закона N 167-ФЗ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Исходя из индивидуальной возмездной природы страховых взносов следует вывод, что размер получаемой пенсии зависит от общей суммы уплаченных за застрахованное лицо страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете, и следовательно, при отсутствии платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование работники общественной организации инвалидов не будут иметь на своих индивидуальных счетах средств на страховую и накопительную части пенсии, что приведет к нарушению государственных гарантий их пенсионного обеспечения.

Следовательно, общественная организация инвалидов была обязана исчислять и уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Кассационная инстанция считает, что судебные акты, принятые по настоящему делу, подлежат отмене в части отказа в иске, а решения и требования налоговой инспекции - признанию недействительными полностью в связи с отсутствием у налогового органа соответствующих полномочий.

В соответствии со статьей 25 Закона N 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов, а взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке. Согласно статье 3 Закона N 167-ФЗ средства обязательного пенсионного страхования - это денежные средства, которые находятся в управлении страховщика по обязательному пенсионному страхованию; а бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации - это форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Как указано выше, взыскание недоимок и пеней в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляется органами Фонда в судебном порядке.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа также считает, что налоговые органы не имеют права налагать на страхователей штрафы, предусмотренные статьей 27 Закона N 167-ФЗ, по следующим основаниям.

Пунктом 1 статьи 25 Закона N 167-ФЗ на налоговые органы возложена функция контроля за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Однако в этой норме содержится оговорка, а именно: контроль осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

Органы государства осуществляют свои функции в рамках возложенных на них полномочий. Контроль и привлечение к ответственности - это разные стадии административного процесса. Поскольку правоотношения по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не являются налоговыми, права налоговых органов в этой области не могут быть выведены опосредованно из положений Налогового кодекса Российской Федерации. Государственный орган имеет право налагать административные санкции только в том случае, когда такое право прямо предоставлено этому органу законом. Ни один закон, регулирующий уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, не предусматривает права налоговых органов привлекать к ответственности за нарушения пенсионного законодательства.

Вместе с тем подпункт 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.02 N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования“ наделяет органы Пенсионного фонда Российской Федерации (как страховщика) правом налагать на страхователей штрафы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 08.04.03 и постановление апелляционной инстанции от 11.06.03 Арбитражного суда Калининградской области по делу N А21-2233/03-С1 отменить в части отказа в удовлетворении заявления Калининградской региональной организации Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане.

Решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по городу Калининграду от 15.11.02 N 1923 и от 8.01.03 N 12, а также требования налогового органа от 18.11.02 N 1923 и от 09.01.03 N 12 признать недействительными полностью.



В остальной части судебные акты оставить в силе.

Председательствующий

ВЕТОШКИНА О.В.

Судьи

КОРПУСОВА О.А.

ХОХЛОВ Д.В.