Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.09.2003 N А52/729/2003/2 Неправомерен отказ ИМНС в возмещении НДС со ссылкой на то, что на представленных предпринимателем товаротранспортных документах отсутствуют отметки таможенных органов РФ, поскольку в соответствии с таможенными правилами отметки о вывозе товара в государство - участника Таможенного союза - проставляются только на обратной стороне ГТД.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 сентября 2003 года Дело N А52/729/2003/2

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Кирейковой Г.Г., Ломакина С.А., при участии представителей предпринимателя - Волкова Н.А. (доверенность от 22.04.03), Югановой А.Ф. (доверенность от 09.04.03), рассмотрев 17.09.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Великие Луки на решение Арбитражного суда Псковской области от 07.05.2003 по делу N А52/729/2003/2 (судья Орлов В.А.),

УСТАНОВИЛ:

Предприниматель Смирнов Виктор Николаевич, осуществляющий деятельность без образования юридического лица, обратился в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Великие Луки (далее - Налоговая инспекция) от 14.01.2003 N 07-26/86дсп.

Решением суда от 07.05.2003 заявленные требования удовлетворены полностью.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и принять новое, указывая на неправильное применение судом норм материального права.

В судебном заседании представители предпринимателя просили оставить решение суда без изменения.

Налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ее представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, Смирнов В.Н. представил в Налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) по ставке 0 процентов за август 2002 года и пакет документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), подтверждающий обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов.

На основании материалов камеральной проверки Налоговой инспекцией было принято решение от 14.01.2003 N 07-26/86дсп о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому заявитель привлечен к ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 5186 рублей 80 копеек, а также доначислен НДС в сумме 19055 рублей за сентябрь, 6879 рублей - за октябрь 2002 года и пени в сумме 1458 рублей 55 копеек.

По мнению Налоговой инспекции, предприниматель не подтвердил представленными документами обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по товару, который экспортирован заявителем в марте 2002 года, так как документы, подтверждающими реальный экспорт товаров, представлены не в полном объеме. Так, не представлены товарораспорядительные документы с отметками таможенного органа Российской Федерации, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации, отсутствует подтверждение фактического поступления выручки от иностранного лица - покупателя товара - платежные документы (межбанковские сообщения) не заверены кредитным учреждением, выдавшим их; текст платежных документов переведен на русский язык и заверен самим налогоплательщиком; банк, указанный в межбанковских сообщениях, не соответствует наименованию банка покупателя, указанному в контракте N А/НО/01-1 от 19.04.2001. По указанным основаниям Налоговой инспекцией в связи с истечением 180 дней с даты поставки товара заявителем на экспорт доначислен налог на добавленную стоимость.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств - участников СНГ), помещенных под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 кодекса.



Согласно пункту 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 3 названной статьи, представляются следующие документы:

- копия контракта налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации;

- выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке;

- копия грузовой таможенной декларации с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации;

- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов должны быть с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации. Налогоплательщик может представлять любой из перечисленных документов с учетом следующих особенностей: при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляются копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товара.

Из приведенной выше нормы не следует, что на CMR ставится отметка, подтверждающая именно вывоз товара.

Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 26.06.2001 N 598 предусмотрено, что основанием для подтверждения фактического вывоза товаров является информация, содержащаяся в таможенных декларациях (копиях), потому производство отметки “Товар вывезен полностью“ ставится только на грузовой таможенной декларации. Кроме того, в материалах имеется письмо Великолукской таможни на запрос предпринимателя, которым подтверждается отказ таможенного органа в подтверждении вывоза груза за пределы территории РФ, с государством - участником Таможенного союза, на CMR, со ссылкой на то, что отметки пограничных таможенных органов проставляются на обратной стороне грузовой таможенной декларации (л.д. 41).

Из материалов видно дела, что на CMR имеется отметка таможенного органа “Выпуск разрешен“, а также наличие оттиска личной номерной печати должностного лица пограничного таможенного органа, принявшего решение о выпуске товаров за границу, то есть имеется отметка таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товара.

Таким образом, кассационная инстанция отклоняет довод Налоговой инспекции о том, что на представленных налогоплательщиком товаротранспортных и товаросопроводительных документах отсутствуют отметки таможенного органа Российской Федерации.

Также в материалах дела имеются платежные документы, подтверждающие поступление валютной выручки от иностранного покупателя, в том числе выписки банка.

Довод Налоговой инспекции на не заверенный нотариусом перевод документов является несостоятельным, поскольку в случае сомнения в достоверности его сведений о перевозимом товаре налоговый орган вправе в порядке статей 87 и 88 НК РФ истребовать у налогоплательщика подлинный документ и его перевод.

При таких обстоятельствах у налоговой инспекции отсутствовали основания для привлечения предпринимателя к налоговой ответственности и доначисления ему налога на добавленную стоимость с соответствующими пенями.

Руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:



решение Арбитражного суда Псковской области от 07.05.2003 по делу N А52/729/2003/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по городу Великие Луки - без удовлетворения.

Председательствующий

КЛИРИКОВА Т.В.

Судьи

КИРЕЙКОВА Г.Г.

ЛОМАКИН С.А.