Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.09.2003 по делу N А66-2892-03 Решение ИМНС о доначислении предпринимателю акциза вследствие занижения базы, облагаемой акцизами при осуществлении розничной торговли нефтепродуктами, правомерно отменено, поскольку предприниматели-арендаторы АЗС производителями нефтепродуктов не являются, обязанность по уплате акцизов у них отсутствует.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 сентября 2003 года Дело N А66-2892-03

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Абакумовой И.Д. и Шевченко А.В., при участии от предпринимателя Патрикеевой Е.Н. - Лайзерсона А.В. (доверенность 07.05.2003), рассмотрев 16.09.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу предпринимателя без образования юридического лица Ф.И.О. на решение от 30.05.2003 (судья Бажан О.М.) и постановление апелляционной инстанции от 04.07.2003 (судьи Рощина С.Е., Белов О.В., Орлова В.А.) Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-2892-03,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Ф.И.О. обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительными решения от 21.04.2003 N 326-08 и требования от 21.04.2003 N 108 Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Тверской области (далее - налоговая инспекция).

Решением суда от 30.05.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.07.2003, в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе Патрикеева Е.Н. просит отменить судебные акты, указывая на неправильное применение судом норм материального права.

Налоговая инспекция, надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, представителей в суд не направила, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела усматривается, что предприниматель Патрикеева Е.Н. осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на основании свидетельства о государственной регистрации от 19.12.2000.

Согласно материалам дела 10.02.2003 Патрикеева Е.Н. представила в налоговый орган декларацию по акцизу, исчисленному за январь 2003 года. Налоговая инспекция провела камеральную проверку расчета, о чем составлен акт от 24.03.2003 N 66. По результатам проверки вынесено решение от 21.04.2003 N 326-08 о привлечении заявителя к ответственности за совершение нарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), доначислении 203249 руб. 19 коп. акциза и 8800 руб. 69 коп. пеней. На сумму налога и пеней направлено требование от 21.04.2003 N 108 с предложением их добровольной уплаты до 01.05.2003.

Как следует из материалов дела, заявителю в соответствии с пунктом 3 статьи 179.1 НК РФ выдано свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, на осуществление розничной реализации нефтепродуктов по адресу: город Ржев, ул. Н.Головни.

Основанием для определения налоговым органом факта занижения базы, облагаемой акцизами, вследствие неучета Патрикеевой Е.Н. оприходования бензина, полученного от общества с ограниченной ответственностью “Карин-Ойл“ по счету-фактуре от 22.01.2003 N 0100002. Налогоплательщик, возражая на данные действия налогового органа, указывает, что у него отсутствуют основания для включения данной продукции в объекты обложения акцизом, поскольку топливо оприходовано им на автозаправочной станции (далее - АЗС), арендованной у общества с ограниченной ответственностью “Автосервис-С“, на которую не может быть выдано свидетельство на осуществление розничной реализации нефтепродуктов.

В соответствии с подпунктами 2, 3 и 4 пункта 1 статьи 182 НК РФ объектом налогообложения акцизами признаются следующие операции с нефтепродуктами:

- оприходование организацией или индивидуальным предпринимателем, не имеющими свидетельства, нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), получение нефтепродуктов в собственность в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов;



- получение нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство. Для целей обложения акцизами получением нефтепродуктов признаются: приобретение нефтепродуктов в собственность; оприходование нефтепродуктов, полученных в счет оплаты услуг по их производству из давальческого сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов); оприходование подакцизных нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов); получение собственником сырья и материалов нефтепродуктов, произведенных из этого сырья и материалов на основе договора переработки;

- передача организацией или индивидуальным предпринимателем нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), собственнику этих сырья и материалов, не имеющему свидетельства. Передача нефтепродуктов иному лицу по поручению собственника приравнивается к передаче нефтепродуктов собственнику.

В соответствии с новым порядком применения акцизов на нефтепродукты этот налог должен начисляться при получении (оприходовании) нефтепродуктов налогоплательщиками, а не при реализации этой продукции производителями, как это было установлено ранее. Поэтому с 01.01.2003 налогоплательщиками акциза по нефтепродуктам становятся не только производители, но и организации, осуществляющие операции по оптовой, оптово-розничной и розничной торговле этой продукцией через АЗС. Эти изменения переносят часть акциза в сферу потребления нефтепродуктов (оптовая и розничная торговля) и тем самым компенсируют сокращения доходов субъектов Российской Федерации и поступлений в дорожные фонды от отмены налога на пользователей автомобильных дорог.

Однако налогоплательщиками по данным операциям могут быть только организации и индивидуальные предприниматели, имеющие соответствующие свидетельства. Согласно Федеральному закону от 24.07.2003 N 110-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации“ эти свидетельства выдаются только лицам, имеющим необходимые мощности непосредственно в собственности.

КонсультантПлюс: примечание. В оригинале документа, видимо, допущена опечатка: вместо “от 24.07.2003“ имеется в виду “от 24.07.2002“.

Таким образом, на АЗС, арендованную Патрикеевой Е.Н. у общества с ограниченной ответственностью “Автосервис-С“, заявитель получить свидетельство не имеет права.

Действительно, субъект предпринимательской деятельности без свидетельства платит акциз только в том случае, если он является производителем нефтепродуктов, в том числе и на давальческой основе.

В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговый орган должен доказать, что при приобретении нефтепродуктов поставщик (изготовитель) исходил из того, что он реализует бензин лицу, обладающему свидетельством на оптово-розничную торговлю, и то, что данная продукция оприходована для реализации именно через ту АЗС, на которую предприниматель оформил свидетельство.

Материалами же дела подтверждается факт поставки нефтепродуктов на АЗС, расположенную по адресу: город Ржев, улица Куйбышева, 29, которая арендована Патрикеевой Е.Н. у общества с ограниченной ответственностью “Автосервис-С“. При этом налоговый орган располагал сведениями об оприходовании продукции на данной АЗС и имел возможность на основании статьи 93 НК РФ и Порядка выдачи свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 04.09.2002 N БГ-3-03/478, проверить приведенные налогоплательщиком данные об оприходовании бензина.

Учитывая, что предприниматели - арендаторы АЗС производителями нефтепродуктов не являются, обязанность по уплате акцизов у них отсутствует, а следовательно, налоговый орган неправомерно доначислил Патрикеевой Е.Н. акциз и пени, а также применил ответственность по статье 122 НК РФ.

При этом кассационная инстанция учитывает, что лица без свидетельства фактически уплачивают сумму акциза в стоимости получаемых (приобретаемых) подакцизных нефтепродуктов, но при этом не имеют права на вычет данной суммы при последующей реализации (передаче) нефтепродуктов (пункт 4 статьи 199, пункт 8 статьи 200 НК РФ), а плательщиком акциза является либо оптовый поставщик, имеющий соответствующее свидетельство, либо изготовитель.

Налоговый орган при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций не опровергнул утверждение налогоплательщика о фактической уплате акциза обществом с ограниченной ответственностью “Карин-Ойл“ и нефтеперерабатывающим заводом.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 30.05.2003 и постановление апелляционной инстанции от 04.07.2003 Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-2892-03 отменить.



Признать недействительными решение от 21.04.2003 N 326-08 и требование от 21.04.2003 N 108 Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Тверской области.

Возвратить индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. 3020 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.

Председательствующий

ДМИТРИЕВ В.В.

Судьи

АБАКУМОВА И.Д.

ШЕВЧЕНКО А.В.