Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.09.2003 N А26-1319/03-27 Поскольку управление почтовой связи является государственным учреждением, частично финансируемым из средств федерального бюджета, его имущество находится в федеральной собственности и закреплено за ним на праве оперативного управления, суд обоснованно признал правомерным использование управлением льготы по налогу на имущество.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 сентября 2003 года Дело N А26-1319/03-27

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Абакумовой И.Д., Шевченко А.В., рассмотрев 16.09.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Медвежьегорскому району Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.04.2003 по делу N А26-1319/03-27 (судья Зинькуева И.А.),

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение - управление федеральной почтовой связи Республики Карелия (далее - Управление почтовой связи) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным ненормативного акта Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Медвежьегорскому району Республики Карелия (далее - налоговая инспекция) от 28.01.2003 N 05-46/1185 об отказе в возврате 45896 руб. излишне уплаченного налога на имущество, а также об обязании налогового органа вернуть Управлению почтовой связи указанную сумму налога.

До рассмотрения дела по существу Управление почтовой связи уточнило заявленные требования и просило обязать налоговую инспекцию уплатить также 1727 руб. процентов за несвоевременный возврат налога.

Решением суда первой инстанции от 28.04.2003 требования заявителя удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 28.04.2003 и отказать Управлению почтовой связи в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права - пункта “а“ статьи 4 Закона Российской Федерации “О налоге на имущество предприятий“ (далее - Закон “О налоге на имущество“), а также статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой определено, какие организации и учреждения относятся к бюджетным.

Стороны, извещенные о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в суд не явились, в связи с чем спор рассмотрен в их отсутствие.

Проверив законность оспариваемого судебного акта, кассационная инстанция установила следующее.

Управление почтовой связи в декабре 2002 года обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о возврате в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) 45896 руб. излишне уплаченного налога на имущество. По мнению заявителя, он является бюджетной организацией и в соответствии с пунктом “а“ статьи 4 Закона “О налоге на имущество“ его имущество не облагается названным налогом.

Налоговая инспекция письмом от 28.01.2003 N 05-46/1185 отказала Управлению почтовой связи в возврате налога, указав, что данное учреждение не является бюджетным.

Управление почтовой связи не согласилось с письмом налогового органа и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным, а также об обязании налоговой инспекции возвратить 45896 руб. излишне уплаченного налога на имущество и 1727 руб. процентов за несвоевременный возврат налога.

Суд первой инстанции, рассмотрев материалы дела, признал правомерным использование Управлением почтовой связи льготы, предусмотренной пунктом “а“ статьи 4 Закона “О налоге на имущество“, и удовлетворил требования заявителя в полном объеме.



Кассационная инстанция считает судебный акт правильным и не подлежащим отмене.

Согласно пункту “а“ статьи 4 Закона “О налоге на имущество“ данным налогом не облагается имущество бюджетных учреждений и организаций, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти.

В соответствии с пунктами 1 - 2 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным учреждением является организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. Организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса федерального казенного предприятия, также признаются бюджетными учреждениями.

Таким образом, организация, созданная соответствующим органом государственной власти, наделенная имуществом на праве оперативного управления, полностью или частично финансируемая из бюджета, является бюджетным учреждением и освобождается от уплаты налога на имущество на основании пункта “а“ статьи 4 Закона “О налоге на имущество“.

Согласно статье 11 Федерального закона “О почтовой связи“ Министерство Российской Федерации по связи и информации является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет управление деятельностью в области почтовой связи.

В статье 2 названного закона указано, что организациями федеральной почтовой связи являются юридические лица, созданные в форме государственных унитарных предприятий и государственных учреждений на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, которое передается этим организациям на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

Управление почтовой связи находится в ведении Министерства Российской Федерации по связи и информации и является государственным учреждением. Имущество заявителя находится в федеральной собственности и закреплено за Управлением почтовой связи на праве оперативного управления.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что частично Управление почтовой связи финансируется из средств федерального бюджета (листы дела 39 - 52).

Следовательно, имущество заявителя не облагается налогом на имущество, а суммы ошибочно уплаченного налога подлежат возврату Управлению почтовой связи.

Суд кассационной инстанции отклоняет довод налогового органа о том, что Управление почтовой связи не может рассматриваться в качестве бюджетного учреждения, поскольку осуществляет коммерческую деятельность.

Так, из содержания пункта 3 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что бюджетные учреждения вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и оказывать платные услуги, доходы от которых отражаются в смете доходов и расходов.

Как следует из статьи 78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику по его заявлению. При этом излишняя уплата налога может иметь место не только в результате переплаты из-за неправильного исчисления налога, но и вследствие ошибочной его уплаты при отсутствии обязанности его уплачивать.

Согласно пункту 9 статьи 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.

Как видно из материалов дела, между сторонами нет спора о размере налога, подлежащего уплате, и начисленных процентах.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (подпункт 1 пункта 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа



ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.04.2003 по делу N А26-1319/03-27 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Медвежьегорскому району Республики Карелия - без удовлетворения.

Председательствующий

ДМИТРИЕВ В.В.

Судьи

АБАКУМОВА И.Д.

ШЕВЧЕНКО А.В.