Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.09.2003 N А56-3232/03 Правомерен вывод суда о том, что отсутствие достаточного бюджетного финансирования войсковой части может быть учтено в качестве смягчающего вину обстоятельства, влияющего на сумму штрафа, налагаемого за совершение налогового правонарушения, но не на размер подлежащих взысканию пеней.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 сентября 2003 года Дело N А56-3232/03

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Кузнецовой Н.Г., Шевченко А.В., при участии от войсковой части N 41480 Шемчишиной И.Ю. (доверенность от 19.03.2003), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Гатчинскому району Ленинградской области Ереминой А.А. (доверенность от 05.06.2003), рассмотрев 11.09.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу войсковой части N 41480 на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.05.2003 по делу N А56-3232/03 (судьи Фокина Е.А., Шульга Л.А., Петренко Т.И.),

УСТАНОВИЛ:

Войсковая часть N 41480 (далее - войсковая часть) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Гатчинскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) от 14.01.2003 N 05-04/332.

Решением суда от 11.03.2003 заявление удовлетворено.

Постановлением апелляционной инстанции от 08.05.2003 решение суда отменено, в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе войсковая часть, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить постановление апелляционной инстанции по эпизоду начисления пеней, с решением налоговой инспекции о взыскании штрафа согласна.

Податель жалобы полагает, что при наличии задолженности бюджета по финансированию заявителя в его действиях отсутствует вина в совершении правонарушения и оснований для начисления пеней в связи с несвоевременным перечислением подоходного налога нет.

Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела и установлено судом, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку по вопросам правильности исчисления, полноты удержания и своевременности перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц за период с 07.05.2001 по 27.11.2002, о чем составила акт от 25.12.2002 N 61.

По результатам проверки налоговая инспекция вынесла решение от 14.01.2003 N 05-04/332 о привлечении войсковой части к ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде взыскания 620 руб. 40 коп. штрафа за неудержание подоходного налога и 79203 руб. 20 коп. за неправомерное неперечисление сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению. Этим же решением заявителю предложено уплатить налоговые санкции и 54161 руб. 66 коп. пеней.

Заявитель оспаривает названное решение налоговой инспекции, поскольку не считает себя виновным в совершении правонарушения, так как является учреждением, полностью финансируемым из бюджета. Бюджетные средства выделялись войсковой части только для выплаты денежного довольствия и заработной платы, при этом имеет место значительное недофинансирование.

Налоговая инспекция считает, что у войсковой части имелась возможность исполнять свою обязанность по удержанию и перечислению подоходного налога в бюджет при получении в банке денежных средств на оплату труда.



Суд первой инстанции, признавая решение налоговой инспекции недействительным, указал, что в действиях заявителя отсутствует вина в совершении налогового правонарушения, так как неудержание и неперечисление подоходного налога произошло по причине недостаточности бюджетного финансирования. Кроме того, в соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.93 N 04-04-01 “Об отсрочке перечисления в бюджет подоходного налога“ в связи с задержанием бюджетного финансирования и связанным с этим отсутствием денежных средств на счетах организаций, состоящих на бюджете, указанным организациям предоставляется отсрочка уплаты в бюджет сумм удержанного подоходного налога до поступления соответствующих денежных средств на их счета. Суд также посчитал, что расчет пеней сделан неправильно, так как произведен с учетом отчетного периода - один месяц, в то время как налоговым периодом по налогу является один год.

Апелляционная инстанция суда, отменяя решение суда, посчитала, что войсковая часть обязана удерживать и перечислять подоходный налог в соответствии со статьями 123 и 226 НК РФ. Расчет пеней произведен обоснованно. Ссылка на письмо Министерства финансов Российской Федерации неправомерна, так как издано до введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации и не может применяться в рассматриваемый период.

Суд кассационной инстанции считает постановление апелляционной инстанции правомерным.

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налога или сбора в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика. Подача заявления о предоставлении отсрочки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

В данном случае суд апелляционной инстанции правомерно посчитал, что войсковая часть обязана удерживать и перечислять суммы подоходного налога в силу статьи 24 НК РФ. Отсутствие достаточного бюджетного финансирования и разъяснения Министерства финансов Российской Федерации по вопросам перечисления подоходного налога бюджетными учреждениями может влиять только на степень вины в совершении налогового правонарушения при определении суммы штрафа, подлежащего взысканию, но не для снижения размера пеней. Данные обстоятельства учтены Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области как смягчающие ответственность войсковой части при рассмотрении дела N А56-13319/03. Решением суда по этому делу от 15.05.2003 размер штрафа снижен до 2000 руб.

При указанных обстоятельствах постановление суда вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление апелляционной инстанции от 08.05.03 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-3232/03 оставить без изменений, а кассационную жалобу войсковой части N 41480 - без удовлетворения.

Председательствующий

АБАКУМОВА И.Д.

Судьи



КУЗНЕЦОВА Н.Г.

ШЕВЧЕНКО А.В.