Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.09.2003 N А21-4195/02-С1 Суд пришел к неправильному выводу о том, что дефицит областного бюджета является основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда о взыскании с должника задолженности по компенсационным выплатам на реализацию льгот по оплате жилья военнослужащим, поскольку такая отсрочка приведет к необоснованному ограничению прав и интересов взыскателя и поставит его в неравное положение по сравнению с должником.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 сентября 2003 года Дело N А21-4195/02-С1

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Афанасьева С.В., Изотовой С.В., рассмотрев 09.09.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия ЖЭУ N 16 администрации Ленинского района г. Калининграда на определение от 29.04.2003 (судья Шкутко О.Н.) и постановление апелляционной инстанции от 09.07.2003 (судьи Карамышева Л.П., Гелеверя Т.А., Сергеева И.С.) Арбитражного суда Калининградской области по делу N А21-4195/02-С1,

УСТАНОВИЛ:

Главное управление по бюджету и финансам администрации Калининградской области обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 01.10.2002 до 01.01.2004.

Определением от 29.04.2003 заявление удовлетворено.

Постановлением апелляционной инстанции от 09.07.2003 определение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе муниципальное унитарное предприятие ЖЭУ N 16 (далее - МУП ЖЭУ N 16) просит отменить определение от 29.04.2003 и постановление апелляционной инстанции от 09.07.2003 как принятые с нарушением норм материального права.

По мнению подателя жалобы, отсрочка исполнения решения суда предоставлена ответчику без достаточных оснований и без учета тяжелого финансового положения МУП ЖЭУ N 16.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция находит принятые по делу судебные акты подлежащими отмене.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Калининградской области от 01.10.2002, вступившим в законную силу 18.12.02, с Главного управления по бюджету и финансам администрации Калининградской области в пользу МУП ЖЭУ N 16 взыскано 475636 руб. 87 коп. компенсационных выплат на реализацию льгот по оплате жилья военнослужащим в соответствии с Федеральным законом “О статусе военнослужащих“ и постановлением Правительства Российской Федерации от 12.07.1996 N 790.

Главное управление по бюджету и финансам администрации Калининградской области обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до 01.01.2004, мотивируя тем, что расходы на реализацию данного решения не предусмотрены Законом Калининградской области “Об областном бюджете на 2003 год“, так как бюджет 2003 года принят с дефицитом, который не позволяет ввести новые виды расходов при отсутствии финансирования.

Согласно части первой статьи 205 действовавшего на момент вынесения обжалуемых судебных актов Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также статье 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 2002 года арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава - исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.

При этом необходимо иметь в виду, что предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения арбитражного суда. При оценке таких причин и обстоятельств суд должен исходить из необходимости соблюдения баланса интересов как взыскателя, так и должника.

Полностью удовлетворяя заявленное ходатайство, суд обеих инстанций посчитал его обоснованным. Между тем заявитель, ходатайствуя об отсрочке исполнения судебного акта, не сослался на обстоятельства, которые не позволяли бы ему своевременно исполнить судебный акт. В связи с этим кассационная инстанция считает, что суд первой и апелляционной инстанций пришел к неправильному выводу о том, что дефицит областного бюджета 2003 года является основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда, поскольку в сложившихся обстоятельствах это приведет к необоснованному ограничению установленных законом прав и законных интересов взыскателя и поставит его в неравное положение по сравнению с должником.



На основании изложенного, руководствуясь статьями 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

определение от 29.04.2003 и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Калининградской области от 09.07.2003 по делу N А21-4195/02-С1 отменить, кассационную жалобу МУП ЖЭУ N 16 - удовлетворить.

В предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 01.10.2002 Главному управлению по бюджету и финансам администрации Калининградской области отказать.

Председательствующий

КУСТОВ А.А.

Судьи

АФАНАСЬЕВ С.В.

ИЗОТОВА С.В.