Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.09.2003 N А56-37607/02 Унитарному предприятию отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным распоряжения местной администрации, согласно которому объекты незавершенного строительства были переданы в хозяйственное ведение третьим лицам, поскольку заявитель выполнял функции заказчика по строительству муниципальных объектов и указанные объекты находились на балансе заявителя временно.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 сентября 2003 года Дело N А56-37607/02

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Власовой М.Г., Грачевой И.Л., при участии от УП “Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства“ конкурсного управляющего Навольнева Я.О. (решение арбитражного суда от 21.10.2002 по делу N А56-17537/02), от администрации МО “Кировский район Ленинградской области“ Сорокиной Т.И. (доверенность от 16.09.2002 N 27), от КУМИ МО “Кировский район Ленинградской области“ Курочкина В.Н. (доверенность от 03.07.2002 N 980), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу унитарного предприятия “Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства“ администрации муниципального образования “Кировский район Ленинградской области“ на решение от 27.12.2002 (судья Королева Т.В.) и постановление апелляционной инстанции от 20.06.2003 (судьи Градусов А.Е., Дроздов А.Г., Цурбина С.И.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-37607/02,

УСТАНОВИЛ:

Унитарное предприятие “Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства“ администрации муниципального образования “Кировский район Ленинградской области“ (далее - Управление ЖКХиБ) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным распоряжения администрации муниципального образования “Кировский район Ленинградской области“ (далее - администрация) от 17.04.2002 N 442 “О перераспределении муниципального имущества“.

В качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования “Кировский район Ленинградской области“ (далее - КУМИ).

Решением от 27.12.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.06.2003, в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе Управление ЖКХиБ просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячный срок должен исчисляться с даты вступления в действие названного кодекса; об оспариваемом распоряжении заявителю стало известно с момента открытия конкурсного производства; администрация не вправе была изымать имущество, находящееся в хозяйственном ведении Управления ЖКХиБ; иск заявлен в интересах кредиторов заявителя, нарушение прав которых подтверждается решением арбитражного суда по делу о банкротстве.

В судебном заседании конкурсный управляющий Управления ЖКХиБ поддержал кассационную жалобу, подтвердив изложенные в ней доводы. Представители администрации и КУМИ против удовлетворения жалобы возражали, указывая на то, что оспариваемым распоряжением перераспределены объекты социальной сферы, строящиеся за счет муниципальных средств и составляющие муниципальную казну.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, распоряжением администрации от 17.04.2002 N 442 с баланса Управления ЖКХиБ снято 12 объектов незавершенного строительства балансовой стоимостью 58573564 руб. 73 коп.; из них 9 объектов передано в хозяйственное ведение муниципальному унитарному предприятию “Управление предприятий и служб ЖКХ и объектов жизнеобеспечения муниципального образования “Кировский район Ленинградской области“, 2 объекта - в оперативное управление КУМИ, 1 объект - Управлению социальной защиты муниципального образования “Кировский район Ленинградской области“ в оперативное управление; КУМИ поручено внести изменения в реестр муниципальной собственности.

Определением арбитражного суда от 04.06.2002 по делу N А56-17537/02 возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) Управления ЖКХиБ. Решением арбитражного суда от 21.10.2002 по тому же делу Управление ЖКХиБ признано несостоятельным (банкротом), в отношении его имущества открыто конкурсное производство.

Управление ЖКХиБ, считая, что объекты незавершенного строительства находились в его хозяйственном ведении и что неправомерное изъятие данных объектов лишит кредиторов возможности удовлетворить свои требования за счет этого имущества, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным, если он не соответствует закону или иным правовым актам и нарушает гражданские и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица.

В соответствии с частью четвертой статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании недействительным ненормативного акта может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.



Суд обоснованно указал на то, что данный срок заявителем был пропущен, а ходатайство о восстановлении пропущенного срока не заявлялось. Об оспариваемом распоряжении Управлению ЖКХиБ стало известно непосредственно в момент его издания, поскольку Управление ЖКХиБ участвовало в передаче объектов незавершенного строительства на основании данного ненормативного акта названным в нем организациям (листы дела 109 - 111). Заявителем выступает Управление ЖКХиБ, полномочия по управлению делами которого на основании статьи 101 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ от 08.01.98 N 6-ФЗ осуществляет конкурсный управляющий.

Кроме того, суд правомерно не усмотрел предусмотренных статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью второй статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условий для удовлетворения заявления.

Распоряжение издано администрацией в соответствии со статьями 125, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации в пределах полномочий, определенных уставом муниципального образования “Кировский район Ленинградской области“.

Заявитель не доказал, что оспариваемым ненормативным актом нарушены его права. В соответствии с уставом Управления ЖКХиБ одним из видов его деятельности является выполнение функций заказчика по строительству муниципальных объектов жилищно-коммунальной сферы. О таких объектах, заказчиком по строительству которых выступало Управление ЖКХиБ, и идет речь в распоряжении администрации от 17.04.2002 N 442. Объекты незавершенного строительства находились на балансе Управления ЖКХиБ временно, на период строительства. Данных о том, что они закреплялись за заявителем на праве хозяйственного ведения и что строительство велось за счет собственных средств предприятия, в деле не имеется. Напротив, материалы дела свидетельствуют о том, что финансирование строительства должно было осуществляться за счет средств муниципального бюджета. Кроме того, о снятии объектов со своего баланса Управление ЖКХиБ просило в письмах от 03.12.2001, 14.12.2001, 29.12.2001 (листы дела 33 - 35), ссылаясь на невыделение средств из муниципального бюджета на продолжение строительства и в целях сокращения расходов предприятия на содержание объектов.

Поскольку право хозяйственного ведения на спорные объекты у Управления ЖКХиБ не возникло, на них не могло быть обращено взыскание по требованиям кредиторов, следовательно, нет оснований говорить и о нарушении прав последних.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что при вынесении решения и постановления апелляционной инстанции нормы материального и процессуального права применены судом правильно, выводы суда соответствуют материалам дела, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

При принятии кассационной жалобы к производству Управлению ЖКХиБ была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины. Поэтому с него подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина по кассационной жалобе в размере 500 руб.

Руководствуясь статьями 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 27.12.2002 и постановление апелляционной инстанции от 20.06.2003 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-37607/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу унитарного предприятия “Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства“ администрации муниципального образования “Кировский район Ленинградской области“ - без удовлетворения.

Взыскать с унитарного предприятия “Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства“ администрации муниципального образования “Кировский район Ленинградской области“ в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в размере 500 руб.

Председательствующий

СЕРГЕЕВА И.В.

Судьи

ВЛАСОВА М.Г.



ГРАЧЕВА И.Л.