Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.11.2004 по делу N А05-6133/04-11 Поскольку у общества, являющегося получателем груза, перевозимого автомобильным транспортом, отсутствовали товарно-транспортные накладные, которые являются унифицированной формой первичной учетной документации, а также обязательными документами как для отправителя, так и для получателя грузов, суд пришел к правильному выводу об обоснованном привлечении общества к ответственности по ст. 120 НК РФ за отсутствие первичных документов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 ноября 2004 года Дело N А05-6133/04-11“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Зубаревой Н.А., Малышевой Н.Н., рассмотрев 17.11.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Научно-производственный центр Архангельского аграрного техникума“ на решение Арбитражного суда Архангельской области от 12.07.04 по делу N А05-6133/04-11 (судья Шадрина Е.Н.),

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - налоговая инспекция, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью “Научно-производственный центр Архангельского аграрного техникума“ (далее - общество) 45248 руб. штрафа, предусмотренного пунктом
1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктами 2, 3 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Решением суда от 12.07.04 заявленные инспекцией требования удовлетворены частично. С общества взыскано 7500 руб. штрафа, в удовлетворении остальной части требований отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе общество просит отменить судебный акт как принятый с нарушением норм материального права. По мнению подателя жалобы, общество необоснованно привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 120 НК РФ за отсутствие товарно-транспортных накладных, поскольку обязанность по составлению указанных документов лежит на грузоотправителе, в соответствии с пунктом 2 Указаний “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте“, утвержденных Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 28.11.97 N 78. В связи с тем, что порядок ведения бухгалтерского учета и делопроизводства у грузоотправителей не предусматривает составления ими товаротранспортных накладных, у общества отсутствует вина в непредставлении указанных документов налоговому органу, что на основании пункта 2 статьи 109 НК РФ служит обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. Кроме того, по мнению подателя жалобы, отсутствие товарно-транспортных накладных не влияет на правомерность применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС), поскольку счета-фактуры и документы, подтверждающие фактическую уплату налога, имеются в наличии у общества и были предъявлены налоговому органу.

Представители налоговой инспекции и общества, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, налоговая инспекция
провела выездную налоговую проверку соблюдения обществом налогового законодательства за период с 01.01.01 по 01.01.03, результаты которой отражены в акте от 16.03.04 N 01/1-22-19/459.

В ходе налоговой проверки установлен ряд правонарушений, в частности:

- неуплата НДС с доходов, уплачиваемых арендодателю;

- отсутствие у общества первичных документов учета (товарных отчетов) при осуществлении оптовой торговли в 2001 - 2002 годах и розничной торговли с 25.04.02;

- неуплата 23533 руб. налога на прибыль и 54830 руб. НДС за те же периоды в результате учета транспортных расходов при исчислении налога на прибыль и налоговых вычетов по ним при исчислении НДС без документов, подтверждающих фактическое оказание транспортных услуг (товарно-транспортных накладных).

Решением от 14.04.04 N 01/1-22-19/1467 налоговая инспекция доначислила обществу 23533 руб. налога на прибыль и 4742 руб. пени, 56070 руб. НДС и 15561 руб. пени, а также привлекла общество к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 120 НК РФ, в виде 30000 руб. штрафа (по 15000 руб. по каждому налогу) за грубое нарушение правил учета доходов и расходов, выразившееся в отсутствии товарно-транспортных накладных, повлекшее занижение налоговой базы. Кроме того, инспекция привлекла общество к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 120 НК РФ, в виде 15000 руб. штрафа за отсутствие товарных отчетов в течение более одного налогового периода и к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неуплату НДС в виде 248 руб. штрафа.

Поскольку общество в добровольном порядке не уплатило штрафные санкции в срок, указанный в требовании, налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением об их взыскании.

Частично удовлетворяя требования налоговой инспекции, суд признал обоснованным привлечение общества к ответственности, предусмотренной пунктом 3
статьи 120 НК РФ, за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, выразившееся в отсутствии первичных документов, подтверждающих фактическое выполнение услуг по перевозке и экспедированию грузов - товарно-транспортных накладных ООО “Логас Холдинг“, ООО “Вега“, ЧП Коржиневского П.П., которое повлекло занижение налоговой базы по налогу на прибыль и привело к неуплате налога на прибыль и НДС. Однако, при взыскании санкций с общества, суд установил наличие смягчающих вину обстоятельств, поэтому удовлетворил заявление инспекции частично - в сумме 7500 руб.

Кассационная инстанция не находит оснований для переоценки выводов суда и отмены решения в обжалуемой обществом части.

Довод общества о неправомерности его привлечения к ответственности за отсутствие товарно-транспортных накладных не принимается судом кассационной инстанции.

В соответствии с Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 28.11.97 N 78 “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте“, введенных в действие с 01.12.97, товарно-транспортная накладная является унифицированной формой первичной учетной документации, установленной для юридических лиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность по эксплуатации строительных машин, механизмов, автотранспортных средств и являющихся отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом.

Следовательно, наличие товарно-транспортной накладной, подтверждающей факт совершения хозяйственной операции и затраты по перевозке, является обязательным документом как для отправителя так и для получателя грузов.

Поскольку в данном случае у общества, являющегося получателем груза, перевозимого автомобильным транспортом, отсутствовали товарно-транспортные накладные, суд пришел к правильному выводу об обоснованном привлечении общества к ответственности по пункту 3 статьи 120 НК РФ за отсутствие первичных документов и доначислении налогоплательщику 23533 руб. налога на прибыль и 54830 руб. НДС, а также
соответствующих пеней.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 12.07.2004 по делу N А05-6133/04-11 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Научно-производственный центр Архангельского аграрного техникума“ - без удовлетворения.

Председательствующий

КОЧЕРОВА Л.И.

Судьи

ЗУБАРЕВА Н.А.

МАЛЫШЕВА Н.Н.