Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.08.2003 N А56-14296/03 Поскольку материалами дела установлен факт нарушения ИМНС срока составления протокола и факт отсутствия ссылки на необходимость дополнительного выяснения обстоятельств дела, в случае чего ИМНС получает право составить протокол в течение двух суток с момента выявления правонарушения, суд признал незаконным решение ИМНС о привлечении общества к ответственности за нарушение законодательства о ККМ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 августа 2003 года Дело N А56-14296/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Казанцевой Р.В., Марьянковой Н.В., при участии Ф.И.О. Г.А. (доверенность от 23.12.2002), от ООО “Дина“ Московского С.Ю. (доверенность от 15.08.2003), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО “Дина“ на решение от 26.05.2003 (судья Зотеева Л.В.) и постановление апелляционной инстанции от 07.07.2003 (судьи Слобожанина В.Б., Хайруллина Х.Х., Бойко А.Е.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-14296/03,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью “Дина“ (далее - ООО “Дина“) обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга (далее - ИМНС) от 18.04.2003 N 079-13 о привлечении общества к административной ответственности в виде наложения на него штрафа в сумме 30000 руб.
В обоснование своих требований заявитель сослался на то, что поскольку ответственность за нарушение законодательства о применении контрольно-кассовых машин (далее - ККМ) установлена только относительно составов, предусмотренных статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), в число которых применение неисправной контрольно-кассовой машины не входит, состава административного правонарушения в данном случае не было. Отсутствие средства визуального контроля СВК “Сервисное обслуживание - 2002“ не может быть квалифицировано по статье 14.5 названного кодекса.
Решением от 26.05.2003 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 07.07.2003 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ее податель названные судебные акты просит отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании представитель ООО “Дина“ подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе; представитель ИМНС указал, что считает обжалуемые судебные акты правомерными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, ИМНС 16.04.2003 проведена проверка соблюдения Закона Российской Федерации “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“ от 18.06.93 N 5215-1 на товарно-материальном складе, принадлежащем ООО “Дина“, в ходе которой установлен факт осуществления денежных расчетов на ККМ, не оснащенной средством визуального контроля “Сервисное обслуживание - 2002“. По результатам проведенной проверки составлены акт от 16.04.2003 и протокол об административном правонарушении от 17.04.2003. На основании перечисленных документов ИМНС 18.04.2003 в отношении ООО “Дина“ вынесено постановление N 079-13 о назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 30000 руб. за нарушение Закона Российской Федерации “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“ от 18.06.93 N 5215-1 по основаниям, предусмотренным статьей 14.5 КоАП.
Полагая, что постановление незаконно, ООО “Дина“ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно указал на то, что отсутствие на ККМ СВК “Сервисное обслуживание - 2002“ подпадает под признаки правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП.
Положением по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745 и постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.08.99 N 10, установлены случаи, при которых использование неисправной ККМ означает осуществление денежных расчетов с населением без применения ККМ. В пункте 7 Положения указано на недопустимость применения ККМ, на которых отсутствует либо повреждена пломба центра технического обслуживания, отсутствует маркировка предприятия-изготовителя или одно из средств визуального контроля. Названным пунктом также предусмотрено, что ККМ должны проходить проверку исправности в центрах технического обслуживания ежегодно в январе - феврале. Факт отсутствия на ККМ на момент проверки СВК “Сервисное обслуживание - 2002“ подтвержден материалами дела.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 статьи 28.5 КоАП протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
В данном случае в момент выявления совершения административного правонарушения 16.04.2003 был составлен акт N 015029 проверки выполнения Закона Российской Федерации “О применении контрольно-кассовых машин“, составление которого нормами КоАП не предусмотрено. Протокол об административном правонарушении составлен 17.04.2003. При этом ни в одном из вышеуказанных документов (копии представлены в материалах дела) не имеется ссылки на пункт 2 статьи 28.5 КоАП, предусматривающий необходимость дополнительного выяснения обстоятельств дела и право ИМНС составить соответствующий протокол в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что в данном случае ИМНС нарушена процедура привлечения ООО “Дина“ к административной ответственности, что является основанием для отмены принятого ИМНС постановления о назначении административного наказания, кассационная инстанция считает правильным обжалуемые судебные акты отменить.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.05.2003 и постановление апелляционной инстанции от 07.07.2003 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-14296/03 отменить.
Постановление Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга от 18.04.2003 N 079-13 о привлечении ООО “Дина“ к административной ответственности признать незаконным и отменить.
Председательствующий
МАТЛИНА Е.О.
Судьи
КАЗАНЦЕВА Р.В.
МАРЬЯНКОВА Н.В.