Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.08.2003 N А05-1585/03-90/10 В случае реализации товаров на экспорт по договору комиссии экспортер должен представить в налоговый орган выписку банка, подтверждающую фактическое поступление выручки от иностранного лица-покупателя спорных товаров на счет экспортера или комиссионера.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 августа 2003 года Дело N А05-1585/03-90/10

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Корабухиной Л.И., Клириковой Т.В., рассмотрев 18.08.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30.04.2003 по делу N А05-1585/03-90/10 (судья Пигурнова Н.И.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Котласский целлюлозно-бумажный комбинат“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Архангельской области (далее - Инспекция) от
13.11.2002 N 02-07/1368дсп в части отказа в возмещении 1294531 рубля налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за май 2002 года.

Решением от 30.04.2003 суд удовлетворил требование Общества на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 164, статьи 165, пунктов 1 - 2 статьи 171 и пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и принять новое. Налоговый орган считает, что поскольку по результатам встречных проверок часть поставщиков экспортера “по зарегистрированным в государственном реестре налогоплательщиков адресам не находятся“, а ООО “Горьковский техцентр“ и ООО “Регионтрейд“, по данным управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Москве (далее - УМНС Москвы), “отсутствуют в Едином государственном реестре“, сделки с этими поставщиками в силу части 3 статьи 49 и статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации ничтожны. Инспекция также указывает на то, что, по сообщениям Петербургского отделения “Московского международного банка“ (далее - ПО “ММБ“) и закрытого акционерного общества “Коммерческий банк “Креди Лионэ Русбанк“ (далее - Русбанк), экспортная выручка поступила в июне 2002 года.

Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, установила следующее.

Согласно акту от 16.10.2002 N 02-07/472дсп Инспекция в камеральном порядке проверила правомерность возмещения Обществом НДС по экспортным операциям за май 2002 года. В ходе проверки налоговый орган установил, что ряд поставщиков “по зарегистрированным в
государственном реестре налогоплательщиков адресам не находятся“, а по данным УМНС Москвы, ООО “Горьковский техцентр“ и ООО “Регионтрейд“ “отсутствуют в Едином государственном реестре“. Кроме того, по представленным ПО “ММБ“ и Русбанком документам, касающимся распределения выручки по грузовым таможенным декларациям, налоговый орган сделал вывод о поступлении экспортной выручки в июне и июле 2002 года. По этим основаниям Инспекция решением от 13.11.2002 N 02-07/1368дсп отказала Обществу в возмещении 1294531 рубля НДС по экспорту за май 2002 года.

Общество не согласилось с решением Инспекции и оспорило его в арбитражный суд.

Суд кассационной инстанции считает, что в данном случае отказ налогового органа в возмещении НДС не основан на нормах налогового законодательства и нарушает права Общества, а решение суда является законным и не подлежащим отмене.

Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета и порядок реализации этого права при экспорте товаров (работ, услуг) установлены пунктом 4 статьи 176 НК РФ. Согласно названной норме для подтверждения права на возмещение сумм НДС путем зачета или возврата из бюджета налогоплательщик обязан представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0% и предусмотренные статьей 165 НК РФ документы, на основании которых не позднее трех месяцев производится возмещение налога. В течение этого срока налоговый орган должен проверить обоснованность применения ставки 0% и налоговых вычетов, после чего принять решение о возмещении путем зачета или возврата сумм налога либо об отказе (полностью или частично) в его возмещении, но при наличии таких оснований.

В пункте 2 статьи 165 НК РФ приведен перечень документов, подтверждающих обоснованность применения налогоплательщиком ставки 0% и налоговых вычетов при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 пункта
1 статьи 164 НК РФ, через комиссионера, поверенного или агента по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору. Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 165 Кодекса экспортер должен представить в налоговый орган выписку банка (ее копию), подтверждающую фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя товаров (припасов) на счет налогоплательщика или комиссионера (поверенного, агента) в российском банке.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 172 НК РФ при наличии указанных в статье 165 НК РФ документов налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) и документов, подтверждающих фактическую уплату им сумм налога.

В данном случае Инспекция не оспаривает факты вывоза товара за пределы таможенной территории Российской Федерации, а также представления Обществом документов, указанных в статье 165 НК РФ, в том числе договора комиссии от 01.11.1998 N 1198/51/190 и выписок ПО “ММБ“ и Русбанка, подтверждающих поступление в апреле - мае 2002 года выручки по экспортным контрактам на счет комиссионера - ЗАО “Илим Палп Энтерпрайз“ (том 1, листы дела 129 - 139, 169 - 174, 179 - 184, 189 - 191, том 2, листы дела 81 - 82, 99 - 104), что и является основанием для применения налоговой ставки 0%, а также представления предусмотренных пунктом 1 статьи 172 НК РФ документов, что является основанием для применения налоговых вычетов.

Довод Инспекции о поступлении валютной выручки только в июне - июле 2002 года ничем не подтвержден, соответствующие доказательства в материалах дела отсутствуют.

Несостоятелен и довод налогового органа о невозможности проведения встречных проверок в связи с отсутствием поставщиков товаров по соответствующим адресам и в
Едином государственном реестре Москвы, поскольку в силу статей 165, 171 - 172 и пункта 4 статьи 176 НК РФ это не является основанием для отказа в возмещении НДС по ставке 0%, а следовательно, суд правомерно признал недействительным оспариваемое решение Инспекции, принятое с нарушением названных норм законодательства о налогах и сборах.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы налогового органа, а решение суда считает законным и обоснованным.

Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 30.04.2003 по делу N А05-1585/03-90/10 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Архангельской области - без удовлетворения.

Председательствующий

ЛОМАКИН С.А.

Судьи

КОРАБУХИНА Л.И.

КЛИРИКОВА Т.В.