Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.08.2003 N А21-979/03-С1 Поскольку расходы на финансирование ФЗ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, не были учтены Минфином РФ при формировании федерального бюджета и не были направлены целевым порядком, суд правомерно взыскал убытки истца, связанные с предоставлением льгот в соответствии с указанным законом, с Минфина РФ за счет казны РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 августа 2003 года Дело N А21-979/03-С1

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Афанасьева С.В., Изотовой С.В., рассмотрев 12.08.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 20.01.2003 (судья Приходько Е.Ю.) и постановление апелляционной инстанции от 30.04.2003 (судьи Сергеева И.С., Шкутко О.Н., Мялкина А.В.) Арбитражного суда Калининградской области по делу N А21-979/03-С1,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие жилищно-эксплуатационное управление N 18 (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Управлению федерального казначейства по Калининградской области о взыскании 16025 руб. 61 коп. убытков, причиненных невыплатой истцу уполномоченными
государственными органами компенсации по льготам, предоставленным отдельным категориям граждан.

Определением от 16.09.2002 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены администрация Октябрьского района, Комитет по финансам и контролю мэрии г. Калининграда, Управление по бюджету и финансам администрации Калининградской области, Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ).

Решением от 20.01.2003 исковые требования удовлетворены путем взыскания убытков в сумме 15704 руб. 12 коп. с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации. В остальной части иска отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 30.04.2003 решение отменено в части взыскания 139 руб. 55 коп., в остальной части оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить принятые по делу судебные акты, полагая, что судом нарушены нормы материального и процессуального права.

Стороны, будучи уведомленными о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция считает, что принятые по делу судебные акты отмене не подлежат.

Как следует из материалов дела, в период с июня 1999 по июнь 2002 года Предприятие в соответствии с Законом Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ (далее - Закон) при взимании платы за коммунальные услуги с граждан учитывало льготу в размере 50%. Возникновение у истца в результате предоставления указанной льготы убытков в сумме 16025 руб. послужило основанием для его обращения с иском в суд.

Согласно статье 5 Закона финансирование расходов, связанных с реализацией предоставляемых им льгот и компенсаций, осуществляется из федерального бюджета и является целевым. Порядок финансирования
расходов, в том числе порядок компенсации организациям независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, местным органам власти и управления расходов, связанных с реализацией Закона в части норм, отнесенных к их компетенции, устанавливается Правительством Российской Федерации, если не оговорено иное.

В соответствии с положениями Порядка финансирование льгот осуществляется из федерального бюджета в пределах средств, предусмотренных на эти цели на соответствующий год.

Вместе с тем в определении “По запросу Арбитражного суда Республики Карелия о проверке конституционности пункта 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 4 и 11 Закона Российской Федерации “О донорстве крови и ее компонентов“ Конституционный Суд Российской Федерации делает вывод о том, что пункт 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, как вытекает из его содержания, направлен на упорядочение бюджетного процесса и должен истолковываться как обязывающий органы законодательной (представительной) власти учитывать расходы предоставляющих льготы организаций при формировании и принятии федерального, региональных и местных бюджетов.

Согласно имеющимся в деле данным оспариваемые расходы не были учтены Минфином РФ указанным образом и, соответственно, не были погашены. Минфин РФ не представил доказательств направления целевым порядком денежных средств на реализацию Закона.

Кроме того, согласно пункту 2 Порядка Главное управление Федерального казначейства Минфина РФ производит ежемесячно авансовые перечисления средств, выделяемых из федерального бюджета на финансирование расходов, связанных с предоставлением предусмотренных указанным Законом льгот и компенсаций, в распоряжение органов Федерального казначейства в субъектах Российской Федерации. Средства на следующий месяц перечисляются в размере фактических выплат, произведенных за предыдущий месяц, с последующим уточнением.

Размер взысканных в пользу Учреждения за счет Минфина РФ денежных средств подтверждается материалами дела и ответчиками не оспаривается.

Таким образом, суд
при наличии доказательств, подтверждающих факт предоставления льгот, правомерно пришел к выводу об обоснованности заявленного истцом требования.

С учетом вышеизложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 20.01.2003 и постановление апелляционной инстанции от 30.04.2003 Арбитражного суда Калининградской области по делу N А21-979/03-С1 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий

КУСТОВ А.А.

Судьи

АФАНАСЬЕВ С.В.

ИЗОТОВА С.В.