Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.07.2003 N А56-37288/02 В случае выявления налоговой инспекцией при осуществлении налогового контроля фактов неисполнения обязанности по уплате НДС поставщиками и производителями экспортных товаров, ИМНС вправе решить вопрос о принудительном исполнении этой обязанности и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм НДС экспортерам.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 июля 2003 года Дело N А56-37288/02

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Кирейковой Г.Г., Клириковой Т.В., рассмотрев 23.07.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга на решение от 21.01.2003 (судья Никитушева М.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 10.04.2003 (судьи Кадулин А.В., Тарасюк И.М., Старовойтова О.Р.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-37288/02,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “НИКО - импекс“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решений
Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга (далее - ИМНС, инспекция) от 17.07.2002 N 20/21511 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при налогообложении по ставке 0% и от 07.08.2002 N 20/23348 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в котором также просило суд обязать инспекцию устранить нарушение прав общества на возврат 70175 руб. НДС, заявленного к возмещению в декларации по ставке 0% по данному налогу за I квартал 2002 года.

Решением от 21.01.2003 суд признал оспариваемые решения налогового органа недействительными.

В связи с тем, что в резолютивной части решения суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов и решений государственных органов не содержалось указания на обязанность налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, суд апелляционной инстанции постановлением от 10.04.2003 изменил решение суда и полностью удовлетворил заявленные требования общества.

В кассационной жалобе инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать обществу в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

По мнению подателя жалобы, суд неправильно применил пункт 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Инспекция считает, что возмещение экспортеру НДС возможно только после подтверждения материалами встречных проверок факта перечисления в бюджет сумм этого налога поставщиками экспортируемой продукции, поскольку только в этом случае в бюджете появятся излишне уплаченные суммы налога, которые в силу статьи 78 НК РФ могут быть возвращены налогоплательщику.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить ее без удовлетворения, а принятые по делу судебные акты без изменения, считая
их законными и обоснованными.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы налогового органа, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы инспекции.

Как следует из материалов дела, общество в I квартале 2002 года осуществило экспорт пиломатериалов по договору купли-продажи от 09.08.2001 N III/2001 с фирмой “Нока“ (Германия). Фактический экспорт товаров подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.

Общество 20.04.2002 представило в налоговый орган декларацию по налоговой ставке 0% и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, которыми подтверждается право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета в связи с экспортом товаров.

Инспекция провела камеральную проверку представленных документов и декларации, по результатам которой составила акт от 16.06.2002 и вынесла решение от 17.07.2002 N 20/21511 об отказе обществу в возмещении из бюджета 70173 руб. НДС за I квартал 2002 года в связи с отсутствием подтверждения факта уплаты данного налога поставщиками материальных ресурсов, используемых обществом при осуществлении экспортных операций. При этом налоговый орган указал на отсутствие источника для возмещения НДС из бюджета.

В дальнейшем налоговый орган принял решение от 07.08.2002 N 20/23348 об отказе в привлечении общества к налоговой ответственности, в котором по результатам встречных проверок поставщиков отказал обществу в возмещении 68969 руб. 70 коп. НДС за I квартал 2002 года, сославшись на то, что пункт 9 статьи 78 НК РФ увязывает право на возмещение (возврат) налога с излишними суммами
(переплатой) в бюджете.

Кассационная инстанция считает, что судебные инстанции правомерно признали указанные решения инспекции недействительными, поскольку они основаны на неправильном применении норм налогового законодательства.

Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета при экспорте товаров (работ, услуг), а также условия и порядок реализации этого права установлены статьей 176 НК РФ.

Согласно пункту 4 данной статьи суммы, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), перечисленных в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 164 кодекса, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 названного кодекса.

Возмещение НДС производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Таким образом, для реализации права на возмещение НДС налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по налоговой ставке 0% и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, на основании которых не позднее трех месяцев производится возмещение налога.

В течение этого срока налоговый орган в соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ должен проверить обоснованность применения налогоплательщиком налоговой ставки 0% и налоговых вычетов, после чего принять решение о возмещении НДС путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. При этом согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории
Российской Федерации либо уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Следовательно, право налогоплательщика на возмещение НДС в связи с экспортом товаров (работ, услуг) при представлении в налоговый орган отдельной налоговой декларации по ставке 0% обусловлено фактом уплаты поставщикам сумм НДС при оплате товаров (работ, услуг) и фактом реального экспорта этих товаров, который подтверждается документами, предусмотренными статьей 165 НК РФ.

Названными нормами право налогоплательщика на возмещение НДС не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками товарно-материальных ценностей и услуг, используемых при производстве экспортных товаров.

Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ возмещение налога производится не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком деклараций и предусмотренных статьей 165 кодекса документов, а не с момента поступления в бюджет сумм налога, уплаченных поставщиками товаров (работ, услуг).

В случае выявления ИМНС при осуществлении налогового контроля, в том числе и посредством встречных налоговых проверок, фактов неисполнения обязанности по уплате налога поставщиками и производителями экспортных товаров, которые являются самостоятельными налогоплательщиками, налоговый орган вправе в порядке статей 45, 46, 47 НК РФ решить вопрос о принудительном исполнении этой обязанности и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм НДС, уплаченных при экспорте товаров (работ, услуг), и реализацию прав экспортера, предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ.

Как установлено судом первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, ИМНС не оспаривает правомерность применения истцом налоговой ставки 0%, а также факты экспорта и уплаты обществом сумм НДС поставщикам экспортированного товара. Это обстоятельство является достаточным основанием для возмещения НДС в порядке статьи 176 НК РФ.

Поскольку общество выполнило все условия, необходимые
для возмещения из бюджета НДС за I квартал 2002 года, судебные инстанции законно и обоснованно удовлетворили его требования.

При этом кассационная инстанция считает необоснованной ссылку инспекции на положения статьи 78 НК РФ, поскольку указанная статья регулирует отношения по возврату сумм излишне уплаченных налогов. В рассматриваемом деле заявитель не уплачивал в бюджет излишних сумм налога. Распространение положений статьи 78 НК РФ на случаи возмещения из бюджета положительной разницы по налогу на добавленную стоимость неправомерно.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.04.2003 по делу N А56-37288/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

Председательствующий

КОРАБУХИНА Л.И.

Судьи

КИРЕЙКОВА Г.Г.

КЛИРИКОВА Т.В.