Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.07.2003 N А05-1838/03-100/13 Суд правомерно отказал ИМНС во взыскании с налогоплательщика штрафа за нарушение срока представления расчета авансовых платежей по единому социальному налогу в соответствии со статьей 119 НК РФ, поскольку указанные расчеты не являются налоговой декларацией и нарушение сроков представления расчетов влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 июля 2003 года Дело N А05-1838/03-100/13

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Бухарцева С.Н. и Почечуева И.П., рассмотрев 15.07.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции по городу Архангельску Министерства Российской Федерации по налогам и сборам на решение Арбитражного суда Архангельской области от 12.03.03 по делу N А05-1838/03-100/13 (судья Сметанин К.А.),

УСТАНОВИЛ:

Инспекция по городу Архангельску Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью “Транс-групп“ (далее - Общество) 100 руб. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи
119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный срок расчета по единому социальному налогу за первое полугодие 2002 года.

Решением от 12.03.03 в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 12.03.03, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, расчет авансовых платежей по единому социальному налогу (далее - ЕСН) является налоговой декларацией.

Налоговая инспекция и Общество о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, Общество 29.08.02 представило в налоговую инспекцию расчет авансовых платежей по единому социальному налогу за первое полугодие 2002 года, то есть с нарушением срока, установленного пунктом 3 статьи 243 НК РФ.

Налоговая инспекция составила акт камеральной проверки от 18.10.02 N 04-18/4846 и вынесла решение от 25.12.02 N 04-18/14-10817 о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ за непредставление в установленный срок налоговой декларации.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа считает правильными выводы суда первой инстанции.

Согласно статье 240 и пункту 7 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по единому социальному налогу является календарный год, по итогам которого не позднее 30 марта следующего года налогоплательщик представляет в налоговый орган декларацию. Расчет, представляемый налогоплательщиком по итогам отчетного периода в соответствии с пунктом 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации, не является налоговой декларацией. В соответствии с пунктом 1 статьи 80 кодекса налоговая декларация представляет
собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Анализ сведений, подлежащих отражению в расчете по единому социальному налогу (пункт 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации), показывает, что они не в полной мере соответствуют составу данных, подлежащих отражению в налоговой декларации.

Согласно пункту 7 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики единого социального налога наряду с расчетом обязаны представлять в налоговые органы налоговую декларацию не позднее 30-го марта года, следующего на истекшим налоговым периодом. Пунктами 3 и 7 названной статьи предусмотрены различные формы для составления налоговой декларации и расчета по единому социальному налогу. Кроме того, право на зачет (возврат) сумм единого социального налога возникает у налогоплательщика только на основании налоговой декларации (пункт 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, в кодексе предусмотрены два различных документа по единому социальному налогу: налоговая декларация и расчет. Представление в налоговый орган этих документов влечет разные юридические последствия. Поскольку в расчете содержатся сведения, необходимые для целей налогового контроля, за его направление с нарушением установленного срока может применяться ответственность, предусмотренная статьей 126 Налогового кодекса Российской Федерации.

Следовательно, налоговая инспекция неправильно квалифицировала правонарушение, совершенное Обществом, по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации. Оснований для отмены судебного акта не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 12.03.03 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-1838/03-100/13 оставить без изменения, а кассационную
жалобу Инспекции по городу Архангельску Министерства Российской Федерации по налогам и сборам - без удовлетворения.

Председательствующий

КОРПУСОВА О.А.

Судьи

БУХАРЦЕВ С.Н.

ПОЧЕЧУЕВ И.П.