Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.06.2003 N А56-40625/02 Суд правомерно признал незаконным отказ ИМНС в возмещении НДС по мотивам того, что выручка за экспортированный товар поступила на счет налогоплательщика не от покупателя товара, а от другой иностранной фирмы, поскольку материалами дела подтверждается, что денежные средства за товар поступили от иностранного покупателя.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 июня 2003 года Дело N А56-40625/02

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Абакумовой И.Д., Кузнецовой Н.Г., при участии от закрытого акционерного общества “Хлебтранс“ Абрамовой Т.В. (доверенность от 23.01.2003 N 05/2003), Молчановой О.Ю. (доверенность от 14.01.2003 N 01/2003), Белякова В.Г. (доверенность от 18.04.2003 N 17/2003), рассмотрев 24.06.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2003 по делу N А56-40625/02 (судья Глазков Е.Г.),

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество “Хлебтранс“ (далее - ЗАО “Хлебтранс“, Общество) обратилось
в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) от 20.11.2002 N 09/103 об отказе в возмещении 2314416 руб. налога на добавленную стоимость за июль 2002 года.

Решением суда от 20.02.2003 требования Общества удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 20.02.2003 и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права - статей 164, 165 и 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), устанавливающих порядок и условия возмещения налога на добавленную стоимость, уплаченного организацией поставщикам товарно-материальных ценностей, реализованных на экспорт.

Налоговая инспекция о времени и месте слушания дела должным образом извещена, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Проверив законность оспариваемого судебного акта, кассационная инстанция установила следующее.

Налоговая инспекция по результатам камеральной проверки представленной ЗАО “Хлебтранс“ декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за июль 2002 года составила акт от 19.12.2002 N 09/21 и приняла решение от 20.11.2002 N 09/103 об отказе Обществу в возмещении 2314416 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного при приобретении товарно-материальных ценностей, использованных в производстве экспортированных товаров. Основанием для вынесения такого решения стало отсутствие у налогового органа сведений об уплате налога на добавленную стоимость в бюджет поставщиками ЗАО “Хлебтранс“. По мнению налогового органа, из представленных Обществом расчетных документов невозможно достоверно установить, в счет каких взаимных обязательств поступили денежные
средства от открытого акционерного общества “Технобанк“ (город Минск) на расчетный счет Общества. Кроме того, выручка за экспортированный товар поступила на счет Общества не от покупателя товара, а от другой иностранной фирмы, с которой у ЗАО “Хлебтранс“ нет договорных отношений.

Общество не согласилось с решением налоговой инспекции и обжаловало его в арбитражный суд.

В обоснование заявленных требований налогоплательщик сослался на то, что законодательством о налогах и сборах право на предъявление к вычету налога на добавленную стоимость, уплаченного при приобретении товаров (работ, услуг), не ставится в зависимость от исполнения поставщиками этих товарно-материальных ценностей обязанности по уплате названного налога в бюджет. Заявитель также указал, что представил в налоговый орган все документы, подтверждающие факт экспорта товара и уплаты поставщикам спорной суммы налога на добавленную стоимость.

Отклоняя требования Общества, налоговая инспекция указала, что из выписки банка, представленной налогоплательщиком в обоснование правомерности использования налоговой ставки 0 процентов при экспорте товаров, не видно, что выручка поступила именно от иностранного покупателя. Кроме того, часть выручки поступила от другой иностранной фирмы, с которой у Общества нет договорных отношений.

Суд первой инстанции, рассмотрев материалы дела, согласился с доводами ЗАО “Хлебтранс“ и признал недействительным решение налоговой инспекции.

Суд кассационной инстанции считает оспариваемый судебный акт правильным и не находит оснований для его отмены.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ предусмотрено, что налогообложение товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 кодекса, производится по налоговой ставке 0 процентов.

Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 кодекса, на установленные
налоговые вычеты.

В частности, согласно пункту 2 названной статьи вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, в отношении:

- товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ;

- товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Указанные налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ. При этом вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей, и при наличии соответствующих первичных документов. Вычеты сумм налога, предусмотренные статьей 171 кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) на экспорт производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 кодекса (пункты 1 - 3 статьи 172 НК РФ).

Таким образом, налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, на суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные и фактически уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг). При этом налогоплательщик обязан представить в налоговый орган первичные
документы, подтверждающие уплату налога на добавленную стоимость поставщикам и принятие приобретенных товаров на учет, а при реализации товаров на экспорт - также установленные статьей 165 НК РФ документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов.

Согласно пункту 4 статьи 176 кодекса суммы, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 кодекса, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Возмещение налога производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком декларации и соответствующих документов.

Судом первой инстанции установлено, что ЗАО “Хлебтранс“ реализовало на экспорт продукцию и представило в налоговый орган полный пакет документов, необходимых для возмещения налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам товарно-материальных ценностей.

Суд кассационной инстанции отклоняет довод налоговой инспекции о том, что представленная налогоплательщиком выписка банка “не подтверждает фактическое поступление выручки от иностранного покупателя на счет Общества в российском банке“.

Суд первой инстанции, оценив представленные документы (выписку банка, платежное поручение, паспорт сделки, письма, подтверждающие оплату товара Обществу иностранным лицом в счет взаиморасчетов между ним и покупателем по контракту), сделал вывод, что заявитель подтвердил поступление денежных средств от иностранного покупателя.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что суд обоснованно признал недействительным решение налоговой инспекции.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2003 по делу N А56-40625/02 оставить без изменения, а кассационную
жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

Председательствующий

ШЕВЧЕНКО А.В.

Судьи

АБАКУМОВА И.Д.

КУЗНЕЦОВА Н.Г.