Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.06.2003 N А21-900/03-С1 Поскольку в проверяемом периоде на территории субъекта РФ не был изменен налоговый период по налогу на пользователей автомобильных дорог, который составляет один год, у ИМНС не было оснований для определения квартала в качестве периода для исчисления указанного налога и начисления налогоплательщику пеней за его несвоевременную уплату.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 июня 2003 года Дело N А21-900/03-С1

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Кирейковой Г.Г., Троицкой Н.В., рассмотрев 18.06.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинградскому району города Калининграда на решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.03.2003 по делу N А21-900/03-С1 (судья Гелеверя Т.А.),

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество “АлмазБалт“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинградскому району города Калининграда (далее - ИМНС, инспекция) о признании недействительным решения от 28.06.2002 N
2575/2002/1259 и требования N 1259 об уплате налогов от той же даты в части доначисления 1436657 руб. налога на пользователей автодорог, 391275 руб. пеней и 250133 руб. 40 коп. штрафа (с учетом отказа от части требований, принятого судом).

ИМНС представила в суд встречное заявление о взыскании с общества 250133 руб. 40 коп. налоговых санкций (с учетом уточненных встречных требований).

Решением от 28.03.2002 суд удовлетворил уточненные заявленные требования общества. В части отказа налогоплательщика от требований производство по делу прекратил и отказал в удовлетворении встречных требований налогового органа.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе ИМНС просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение им норм материального права. По мнению подателя жалобы, налог на пользователей автомобильных дорог за 2001 год начислен обществу в соответствии с требованиями закона и Инструкции от 04.04.2000 N 59 “О порядке исчисления и уплаты налогов в дорожные фонды“ (далее - Инструкция N 59). При этом инспекция считает ошибочными выводы суда о том, что сроки и порядок уплаты спорного налога в 2001 году не были законодательно установлены, в связи с чем его взимание с налогоплательщика является незаконным.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить ее без удовлетворения, а решение суда - без изменения, считая его законным и обоснованным.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, ИМНС провела выездную налоговую проверку соблюдения обществом законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.99 по
31.12.2001, по результатам которой составила акт от 27.06.2002 N 2575/187 и с учетом возражений налогоплательщика вынесла решение от 28.06.2002 N 2575/2002/1259 о начислении обществу ряда налогов и пеней, а также о привлечении его к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). В том числе обществу начислено 1436657 руб. налога на пользователей автодорог за 2001 год, 391275 руб. 33 коп. пеней за несвоевременную уплату данного налога за I - IV кварталы 2001 года и 250133 руб. 40 коп. налоговых санкций.

Общество не согласилось с решением налогового органа в данной части и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования общества, указав на то, что согласно статье 2 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации “ (в редакции от 26.05.97 N 82-ФЗ) порядок образования и использования средств федерального дорожного фонда Российской Федерации определяется федеральным законом. Такой закон принят не был. Действие же постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1, которым был утвержден Порядок образования и использования Федерального дорожного фонда, устанавливающий сроки уплаты налога на пользователей автодорог, приостановлено на 2001 и 2002 годы. Следовательно, по мнению суда, порядок и сроки уплаты данного налога не были законодательно установлены в проверяемый период. Ссылка ИМНС на Инструкцию N 59 признана судом неправомерной, поскольку названная инструкция в силу статьи 4 НК РФ не относится к актам законодательства о налогах и сборах.

На этих же основаниях суд отказал ИМНС в удовлетворении встречных требований о взыскании с общества 250133 руб. 40 коп. штрафа.

Кассационная инстанция считает
жалобу инспекции подлежащей частичному удовлетворению.

В соответствии со статьями 1 и 11 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, действовавшими до введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, установление и отмена налогов, а следовательно, установление круга налогоплательщиков, объектов налогообложения, налоговых ставок, сроков уплаты налога в бюджеты, в которые зачисляется налог, осуществляются Верховным Советом Российской Федерации и другими органами государственной власти в соответствии с этим законом.

Налог на пользователей автомобильных дорог установлен подпунктом “м“ пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ как федеральный налог. Этим же подпунктом предусмотрено, что налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляются в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации. Согласно пункту 5 указанной статьи порядок зачисления федеральных налогов в бюджет устанавливается законодательными актами Российской Федерации.

Возражения общества относительно необходимости установления всех существенных элементов налогообложения в законе Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку эта обязанность законодателя сформулирована впервые в статье 17 НК РФ и является обязательной для тех налогов, которые устанавливаются и вводятся после 01.01.99. Прежние акты законодательства о налогах и сборах принимались в соответствии с Законом Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.10.2001 N 183-О).

Порядок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог как федерального налога установлен законодательным актом Российской Федерации - постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1, которым утвержден Порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации (далее - Порядок). В
соответствии с пунктом 10 Порядка предприятия перечисляют установленный Законом Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ налог на пользователей автомобильных дорог ежемесячно до 15-го числа за прошедший месяц.

Согласно статье 5 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ налог на пользователей автомобильных дорог зачисляется как в федеральный, так и в территориальный дорожные фонды. Тем не менее в соответствии с подпунктом “м“ пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ названный налог является единым федеральным налогом, исчисляемым от общей налоговой базы на основании единой декларации по этому налогу, сдаваемой по итогам налоговых (отчетных) периодов. Следовательно, установленные статьей 5 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ отчисления от налога в территориальный дорожный фонд не являются самостоятельным налогом, поэтому должны направляться налогоплательщиком в территориальный дорожный фонд в те же сроки, в которые уплачивается налог на пользователей автомобильных дорог в Федеральный дорожный фонд.

Статьей 7 Федерального закона “О федеральном бюджете на 2001 год“ от 27.12.2000 N 150-ФЗ Федеральный дорожный фонд Российской Федерации упразднен с 01.01.2001.

Вместе с тем в соответствии со статьей 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных кодексом и иным актом законодательства о налогах и сборах, а обязанность по уплате конкретного налога наступает с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Согласно статье 10 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты
Российской Федерации о налогах“ недоимка, пени и штрафы по налогу на пользователей автомобильных дорог уплачиваются в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации и территориальные дорожные фонды в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до введения в действие названного федерального закона.

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ (в редакции Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ, действующей с 2001 года) сумма налога на пользователей автомобильных дорог полностью зачисляется в территориальные дорожные фонды или в бюджеты субъектов Российской Федерации для целевого использования на финансирование затрат, предусмотренных пунктом 1 статьи 1 данного закона.

Статьей 69 Федерального закона “О федеральном бюджете на 2001 год“ установлено, что средства, поступающие в счет погашения задолженности, образовавшейся на 01.01.2001, по налогу на пользователей автомобильных дорог, а также суммы штрафов и пеней за несвоевременную уплату указанного налога в полном объеме зачисляются в доходы территориальных дорожных фондов субъектов Российской Федерации.

В пункте 3 статьи 44 НК РФ перечислены основания, по которым прекращается обязанность налогоплательщика по уплате налога и (или) сбора. В данном случае это уплата налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора либо возникновение обстоятельств, с которыми законодательством о налогах и (или) сборах связывается прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора.

Как установлено судом и не оспаривается сторонами, в 2001 году налог на пользователей автомобильных дорог не был уплачен обществом. Приостановление же действия какого-либо нормативного акта о налогах и сборах на конкретные налоговые периоды не является обстоятельством, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате налога на пользователей автомобильных
дорог.

Следовательно, вывод суда о том, что в 2001 году у налогоплательщика отсутствовала обязанность по уплате названного налога, является ошибочным.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в части признания недействительным решения ИМНС от 28.06.2002 N 2575/2002/1259 о начислении обществу 1436657 руб. налога на пользователей автодорог за 2001 год следует отменить и отказать налогоплательщику в удовлетворении этой части заявленных требований.

В остальной части решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.

Уплата пеней связывается законодателем не с налоговым или отчетным периодом, а с днем уплаты налога, установленным законодательным актом об этом налоге: обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, предусмотренный законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 45 НК РФ); сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору (пункт 1 статьи 57 НК РФ); эти сроки определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить, либо на действие, которое должно быть совершено (пункт 3 статьи 57 НК РФ); подлежащая уплате сумма налога уплачивается в установленные сроки (пункт 2 статьи 58 НК РФ); в случае, если налоговый период состоит из нескольких отчетных периодов, по итогам этих отчетных периодов вносятся авансовые платежи (пункт 1 статьи 55 НК РФ).

В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5 от 28 февраля 2001 года “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ указано, что пени начисляются по итогам не только налогового периода, но и периодов, когда вносятся авансовые платежи.

В жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на определение Конституционного
Суда Российской Федерации от 04.07.2002 N 200-О, указывает на то, что в данном акте разрешен вопрос о порядке и сроках внесения налога на пользователей автомобильных дорог, которые должен был применить суд первой инстанции.

При этом податель жалобы не учел, что еще в определении от 04.10.2001 N 183-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что вопрос о соответствии одних законодательных актов другим и о выборе закона, подлежащего применению при рассмотрении конкретного спора, разрешение которого относится к полномочиям судов общей юрисдикции и арбитражных судов, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.

Следовательно, именно суд должен определить, какие законодательные акты подлежат применению.

В силу статьи 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Законом Калининградской области от 16.05.2000 N 199 “О порядке образования и использования средств территориального дорожного фонда Калининградской области“ не предусмотрены в качестве налогового периода квартал, месяц, полугодие, а также отчетные периоды, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Ф.И.О. действие Порядка в 2001 году приостановлено.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из названного кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Согласно статье 4 НК РФ Инструкция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 04.04.2000 N 59 “О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды“ не относится к актам законодательства
о налогах и сборах и не может изменять или дополнять указанные акты (пункт 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.99 N 41/9).

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 83-О указано, что в статье 5 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ непосредственно не предусмотрены некоторые из элементов налога на пользователей автомобильных дорог, но это само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан и их объединений. Возникающие же в процессе исчисления и уплаты этого налога сомнения, противоречия и неясности должны толковаться в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 НК РФ).

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что в 2001 году на территории Калининградской области не был изменен налоговый период по налогу на пользователей автомобильных дорог, который составляет один год, и основания для признания правомерными действий ИМНС по определению квартала в качестве отчетного периода для исчисления данного налога отсутствуют.

Следовательно, у налогового органа не было оснований для начисления пеней за несвоевременную уплату авансовых платежей по налогу на пользователей автомобильных дорог в течение 2001 года.

При таких обстоятельствах следует признать, что в действиях общества отсутствует вина в неуплате или неполной уплате названного налога по итогам I - IV кварталов 2001 года, что в силу подпункта 2 статьи 109 НК РФ является обстоятельством, исключающим привлечение этого лица к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что суд законно и обоснованно удовлетворил заявленные требования общества о признании недействительным оспариваемого решения ИМНС от 28.06.2002 N
2575/2002/1259 в части начислении налогоплательщику 391275 руб. 33 коп. пеней за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог за I - IV кварталы 2001 года и взыскания 250133 руб. 40 коп. налоговых санкций.

Руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 и 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.03.2003 по делу N А21-900/03-С1 отменить в части признания недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинградскому району города Калининграда от 28.06.2002 N 2575/2002/1259 о начислении закрытому акционерному обществу “АлмазБалт“ 1436657 руб. налога на пользователей автодорог за 2001 год.

Отказать закрытому акционерному обществу “АлмазБалт“ в удовлетворении этой части заявленных требований.

В остальной части обжалуемый судебный акт оставить без изменения.

Взыскать с закрытого акционерного общества “АлмазБалт“ в доход федерального бюджета 825 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой и кассационной инстанций.

Председательствующий

КОРАБУХИНА Л.И.

Судьи

КИРЕЙКОВА Г.Г.

ТРОИЦКАЯ Н.В.