Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.05.2003 N А05-496/03-35/20 ИМНС не вправе была привлекать общество к налоговой ответственности за неуплату страховых взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии как за неуплату налога, поскольку данные страховые взносы не включены в налоговую систему РФ, не относятся к налогам и являются индивидуально возмездными платежами.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 мая 2003 года Дело N А05-496/03-35/20

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Почечуева И.П. и Хохлова Д.В., рассмотрев 06.05.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции по городу Архангельску Министерства Российской Федерации по налогам и сборам на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.02.03 по делу N А05-496/03-35/20 (судья Калашникова В.А.),

КонсультантПлюс: примечание. В оригинале документа, видимо, допущена опечатка. Вероятно, имеется в виду решение Арбитражного суда Архангельской области.

УСТАНОВИЛ:

Инспекция по городу Архангельску Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу
с ограниченной ответственностью “Ростимбер“ (далее - Общество) о взыскании 90 руб. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 1 квартал 2002 года.

Решением от 27.01.03 в иске отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 17.02.03, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, налоговые органы вправе контролировать уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и применять меры ответственности за их неуплату в соответствии со статьей 9 Федерального закона “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации“ от 05.08.2000 N 118-ФЗ.

Налоговая инспекция и Общество о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку представленного Обществом 01.08.02 расчета авансовых платежей по страховым взносам по пенсионному страхованию за первое полугодие 2002 года. В ходе проверки установлено, что Обществом применялись ставки страховых взносов: на финансирование страховой части трудовой пенсии - 8%, а на финансирование накопительной части - 6% для страхователей, которые выступают в качестве работодателей для лиц 1967 года рождения, а следовало применять ставки соответственно 11% и 3%. Налоговая инспекция составила акт от 02.10.02 N 04-18/4388 о доначислении Обществу 450 руб. страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии и излишнем начислении 450 руб. страховых взносов на финансирование накопительной
части трудовой пенсии. По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки налоговым органом вынесено решение от 05.11.02 N 04-18/9008 о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания 90 руб. штрафа. Поскольку в добровольном порядке штраф Обществом не уплачен, налоговый орган обратился с иском в суд.

Кассационная инстанция считает, что налоговая инспекция неправомерно привлекла Общество к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, по следующим основаниям.

Норма пункта 1 статьи 122 кодекса предусматривает ответственность налогоплательщика за неуплату или неполную уплату налога.

По данному делу Общество вследствие неправильного применения ставок страховых взносов недоплатило в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации 450 руб. страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии своих работников. В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании“ от 15.12.01 N 167-ФЗ “финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации“. То есть страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде сумм страховых взносов, а суммы, зачисляемые в федеральный бюджет на цели государственного пенсионного страхования, уплачиваются в составе единого социального налога. Следовательно, страховые взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии не входят в состав единого социального налога. Страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии не включены в налоговую систему Российской Федерации, они не относятся к налогам и являются индивидуально возмездными
платежами. Поэтому в случае неуплаты страховых взносов ответственность за неуплату налога, предусмотренная статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации, применяться не может.

Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании предусмотрена статьей 27 Закона от 15.12.01 N 167-ФЗ. Согласно названной статье за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий предусмотрено взыскание штрафа. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 25 закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов, то есть в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Таким образом, привлечение Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату страховых взносов противоречит действующему законодательству.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 17.02.03 по делу N А05-496/03-35/20 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции по городу Архангельску Министерства Российской Федерации по налогам и сборам - без удовлетворения.

Председательствующий

КОРПУСОВА О.А.

Судьи

ПОЧЕЧУЕВ И.П.

ХОХЛОВ Д.В.