Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.04.2003 N А21-7833/02-С1 Организация при расчетах с населением за оказываемые риэлтерские услуги, связанные с подбором вариантов при покупке или продаже помещения, правомерно применяла документы строгой отчетности - форму БО-3 - и не применяла контрольно-кассовую машину.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 апреля 2003 года Дело N А21-7833/02-С1

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Коробова К.Ю., судей Матлиной Е.О. и Нефедовой О.Ю., рассмотрев 24.04.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району города Калининграда на решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.12.2002 по делу N А21-7833/02-С1 (судья Лузанова З.Б.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Новоселье“ (далее - ООО “Новоселье“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району города Калининграда (далее -
Инспекция) от 22.11.2002 N 111 о наложении административного штрафа в размере 30000 руб. за нарушение Закона Российской Федерации “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“, выразившееся в неприменении контрольно-кассовой машины (далее - ККМ) при осуществлении денежных расчетов с населением за оказываемые риэлтерские услуги.

Решением от 17.12.2002 постановление Инспекции от 22.11.2002 N 111 признано недействительным как не соответствующее статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В апелляционной инстанции решение суда не пересматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятое по делу решение, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Проверив законность обжалуемого судебного акта, кассационная инстанция не находит оснований для его отмены.

Как следует из материалов дела, в результате проверки, произведенной 15.11.2002, Инспекция установила факт нарушения требований Закона Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1 “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“ (далее - Закон), выразившегося в осуществлении денежных расчетов с населением за оказываемые ООО “Новоселье“ риэлтерские услуги как без применения ККМ, так и бланков строгой отчетности, о чем составлен протокол об административном правонарушении от 15.11.2002 N 97. Постановлением по делу об административном правонарушении от 22.11.2002 N 111 на Общество наложен штраф в размере 30000 руб.

По мнению ООО “Новоселье“, вышеуказанное постановление Инспекции является незаконным и необоснованным. Данное обстоятельство и послужило основанием для предъявления настоящего иска о признании указанного решения незаконным и его отмене.

Проверив материалы дела, кассационная инстанция не
находит оснований не согласиться с состоявшимся по делу судебным актом и считает его полностью соответствующим материалам дела и требованиям закона.

Согласно статье 1 Закона все субъекты предпринимательской деятельности при осуществлении денежных расчетов с населением обязаны применять ККМ.

В соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы или оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях ККМ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

Согласно пункту 1 Перечня отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745, с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 917, расчеты с населением могут производиться путем выдачи организациями и предпринимателями документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам, по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации, по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам, за исключением услуг по перевозке пассажиров такси (в том числе маршрутными).

По утверждению Общества, при расчетах
с населением за оказываемые риэлтерские услуги, связанные с подбором вариантов при покупке или продаже помещений, ООО “Новоселье“ применяет документ строгой отчетности - форму БО-3, утвержденную письмом Минфина России от 20.04.95 N 16-00-30-33 “Об утверждении форм документов строгой отчетности“, поэтому вправе осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ.

Кроме того, письмом Госналогслужбы России от 24.03.97 N 16-5-18/233 “О применении формы БО-3 вместо контрольно-кассовых машин“ предусмотрено, что, если предприятие не является участником организованного рынка ценных бумаг, но осуществляет посреднические услуги населению по подбору вариантов при продаже, покупке и сдаче внаем квартир, то оно вправе использовать утвержденную Минфином России форму БО-3 для оформления расчетов с населением без применения ККМ.

При разрешении спора суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности довода истца о правомерности применения им бланков строгой отчетности формы БО-3. Кассационная инстанция не находит оснований не согласиться с таким выводом суда и считает его полностью соответствующим материалам дела и действующему законодательству. Обстоятельства дела были предметом самого тщательного рассмотрения суда первой инстанции и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции. Доводам Инспекции суд дал надлежащую оценку.

Нарушений судом норм материального либо процессуального права кассационная инстанция не усматривает. При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.12.2002 по делу N А21-7833/02-С1 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району города Калининграда - без удовлетворения.

Председательствующий

КОРОБОВ К.Ю.

Судьи

НЕФЕДОВА О.Ю.

МАТЛИНА Е.О.