Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.04.2003 N А56-32416/02 Право налогоплательщика на возмещение НДС при экспорте товаров не зависит от уплаты суммы налога в бюджет поставщиками налогоплательщика.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 апреля 2003 года Дело N А56-32416/02

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Дмитриева В.В., Зубаревой Н.А., при участии от ООО “ИнтерЛесТранс“ Гроднецкого Д.Э. (доверенность от 16.04.2003), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга Гутенкова В.Е. (доверенность от 04.01.2003), рассмотрев 28.04.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга на решение от 13.11.2002 (судья Зотеева Л.В.) и постановление апелляционной инстанции от 23.01.2003 (судьи Кадулин А.В., Полубехина Н.С., Старовойтова О.Р.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
по делу N А56-32416/02,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “ИнтерЛесТранс“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга (далее - инспекция) от 20.09.2002 N 102/28 об отказе в возмещении 397677 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за май 2002 года.

Решением суда от 13.11.2002 заявление удовлетворено.

Постановлением апелляционной инстанции от 23.01.2003 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты как принятые с нарушением норм материального права. По мнению налогового органа, возмещение (зачет) сумм НДС осуществляется только после подтверждения результатами встречных проверок факта перечисления сумм НДС поставщиками товаров (работ, услуг), реализованных на экспорт. Кроме того, налоговый орган ссылается на несоответствие требованиям статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) представленных обществом документов, которые должны подтверждать применение заявителем налоговой ставки 0%: на копиях контрактов нет отметок банка, отсутствуют доказательства поступления выручки от иностранного покупателя.

В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель общества возражал против ее удовлетворения.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как видно из материалов дела, налоговый орган провел камеральную проверку представленных обществом налоговых деклараций по НДС за май 2002 года, а также предусмотренных статьей 165 НК РФ документов, подтверждающих его право на возмещение 910675 руб. НДС по экспорту за тот же месяц, о чем составил акт от 20.09.2002 N 144/28.

Принятым по результатам проверки решением
от 20.09.2002 N 102/28 инспекция отказала истцу в возмещении указанной суммы НДС до получения положительных ответов по результатам встречных проверок поставщиков.

Кассационная инстанция считает, что суды правомерно признали недействительным решение инспекции, которое нарушает права налогоплательщика и не соответствует нормам законодательства о налогах и сборах.

Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета, а также условия реализации этого права установлены статьей 176 НК РФ. Порядок реализации права налогоплательщика на возмещение НДС при экспорте товаров (работ, услуг) определен в пункте 4 статьи 176 кодекса. В силу названной нормы для подтверждения права на возмещение НДС налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по ставке 0% и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, на основании которых не позднее трех месяцев производится возмещение налога. В течение этого срока налоговый орган в соответствии с пунктом 4 статьи 176 кодекса должен проверить обоснованность применения ставки 0% и налоговых вычетов, после чего принять решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. Порядок применения налоговых вычетов определен в статье 172 НК РФ, а согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории России либо уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Названными нормами право налогоплательщика на возмещение НДС не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками, которые являются самостоятельными налогоплательщиками.

Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ возмещение налога производится не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации и предусмотренных статьей 165 кодекса документов, а
не с момента поступления в бюджет сумм налога, уплаченных поставщиками товаров (работ, услуг). Поэтому неправомерен довод инспекции об отсутствии сведений, подтверждающих перечисление НДС в бюджет поставщиками экспортированного истцом товара.

Следует также отметить, что в силу статей 32, 82 и 87 НК РФ обязанность осуществлять налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах возложена на налоговые органы. В случае выявления при проведении налоговых проверок, в том числе и встречных, фактов неисполнения обязанности по уплате налога поставщиками и производителями экспортных товаров, которые являются самостоятельными налогоплательщиками, налоговые органы вправе в порядке статей 45, 46 и 47 НК РФ решить вопрос о принудительном исполнении этой обязанности и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм НДС, уплаченных при экспорте товаров (работ, услуг), и реализацию прав экспортера, предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ.

Судебные инстанции исследовали оригиналы контрактов, выписок банков, платежных поручений и данные документы признали соответствующими требованиям статьи 165 НК РФ. Суд кассационной инстанции не находит оснований для переоценки этого вывода и считает, что представленные документы доказывают факт экспорта товаров и получения экспортной выручки от покупателя товаров.

Таким образом, суды обоснованно признали недействительным оспариваемое решение инспекции, принятое с нарушением норм налогового законодательства.

Руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 13.11.2002 и постановление апелляционной инстанции от 23.01.2003 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-32416/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

Председательствующий

АБАКУМОВА И.Д.

Судьи

ДМИТРИЕВ В.В.

ЗУБАРЕВА Н.А.