Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.04.2003 N А26-4755/02-23 ФСС РФ необоснованно отказал в зачете затрат страхователя на профилактическое лечение своих работников, произведенных до момента вступления в силу постановления Правительства РФ, установившего порядок финансирования названных мероприятий, поскольку закон, предоставляющий страхователям право финансировать мероприятия по охране труда и здоровья своих работников, указанных временных ограничений не содержит.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 апреля 2003 года Дело N А26-4755/02-23

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Почечуева И.П. и Хохлова Д.В., при участии представителя открытого акционерного общества “Карельский окатыш“ Марченко О.Ю. (доверенность от 10.01.03 N 203), рассмотрев 15.04.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.01.2003 по делу N А26-4755/02-23 (судья Одинцова М.А.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Карельский окатыш“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о признании недействительным решения Регионального отделения Фонда социального
страхования Российской Федерации по Республике Карелия (далее - отделение ФСС) от 05.04.2002 N 15 в части отказа в принятии к зачету 1729934 руб. расходов на мероприятия по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации работников общества.

Решением от 21.01.2003 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе отделение ФСС просит отменить принятое судом решение как несоответствующее действующему законодательству Российской Федерации. По мнению подателя жалобы, Порядок направления в 2001 году сумм страховых взносов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, финансирование санаториев-профилакториев и медицинских учреждений страхователей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2001 N 331, может применяться только с момента вступления его в силу, то есть с момента его официального опубликования - 07.05.2001. Доводы жалобы сводятся к проверке обжалуемого решения по праву.

Отделение ФСС о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.

Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество в июле 2001 года обратилось в отделение ФСС с заявлением о разрешении финансировать предусмотренные Порядком мероприятия - ежемесячное лечение своих работников на общую сумму 3209500 руб. на протяжении всего 2001 года (лист дела 22). К заявлению прилагался план финансирования мероприятий, согласно которому в течение 2001 года предполагалось обеспечить ежемесячное лечение 50 человек, организовав 10 тематических заездов в год (500 путевок) в санаторий-профилакторий общества.

Правовым основанием к заявлению общества послужили статья 3 Федерального закона от 12.02.2001 N 17-ФЗ “О страховых тарифах на
обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2001 год“ и статья 14 Федерального закона от 12.02.2001 N 7-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2001 год“. Согласно названным положениям законодательства в целях осуществления мероприятий по охране труда, включая периодические медицинские осмотры, по профилактике профессиональных заболеваний, снижению производственного травматизма Фонду социального страхования Российской Федерации в 2001 году разрешено направлять до 20 процентов сумм страховых взносов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, на финансирование санаториев-профилакториев и медицинских учреждений, находящихся в собственности страхователей.

В соответствии с указанными федеральными законами Правительство Российской Федерации постановлением от 28.04.2001 N 331 установило Порядок осуществления финансирования названных мероприятий, опубликованный 07.05.2001 в “Собрании законодательства Российской Федерации“ (N 19, ст. 1939).

Согласно пункту 3 письма Фонда социального страхования Российской Федерации от 04.06.2001 N 02-18/07-4047 основанием для направления страхователем страховых взносов на финансирование мероприятий являются приказ руководителя регионального отделения Фонда и согласованный с региональным отделением Фонда План финансирования.

Приказом отделения ФСС от 30.08.2001 N 46 (далее - приказ) обществу разрешено финансирование соответствующих мероприятий на базе находящегося на его балансе санатория-профилактория в размере 3209500 руб. Приказ соответствует признакам ненормативного правового акта. Суд первой инстанции дал должную правовую оценку его содержанию в соответствии с частями 1 и 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Вывод суда о фактическом разрешении обществу этим приказом финансировать лечение своих работников в течение всего 2001 года отвечает положениям части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и является правильным.

В результате документальной выездной проверки общества отделением ФСС составлен
акт от 20.02.2002 N 8 и принято решение от 05.04.2002. Согласно названному решению отделение ФСС приняло к зачету затраты общества на профилактическое лечение своих работников только с момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.2001 N 331, то есть с 07.05.2001.

Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции дал правильное толкование положениям законодательства об обязательном социальном страховании, указав на отсутствие в законе соответствующих временных ограничений: страхователям предоставлено право финансировать мероприятия по охране труда и здоровья своих работников в течение всего 2001 года по факту согласования с Фондом Плана финансирования. При этом суд исходил из того, что факт совершения зачета до издания приказа в судебном заседании не установлен.

Суд кассационной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого решения. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нарушений либо неправильного применения судом норм материального или процессуального права не установлено.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.01.2003 по делу N А26-4755/02-23 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия - без удовлетворения.

Председательствующий

КОРПУСОВА О.А.

Судьи

ПОЧЕЧУЕВ И.П.

ХОХЛОВ Д.В.