Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 31.03.2003 N А56-29477/02 Довод ИМНС о том, что налогоплательщик не подтвердил свое право на возмещение из бюджета экспортного НДС, поскольку на представленном коносаменте нет отметки пограничных таможенных органов о вывозе товаров за пределы РФ, необоснован. Такие отметки ставятся на грузовых таможенных декларациях и только по просьбе декларанта - на товаросопроводительных документах (в том числе на коносаменте).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 марта 2003 года Дело N А56-29477/02

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Абакумовой И.Д. и Шевченко А.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью “Зета“ Логвиненко В.В. (протокол от 19.11.2002), Афанасьева К.Н. (доверенность от 09.01.2003), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Колпинскому району Санкт-Петербурга Романовой И.В. (доверенность от 17.02.2003 N 5), рассмотрев 31.03.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Колпинскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.11.2002 по делу N А56-29447/02 (судья
Саргин А.Н.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Зета“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Колпинскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) от 20.08.2002 N 02-119 и об обязании налоговой инспекции возместить обществу из федерального бюджета налог на добавленную стоимость по экспорту товаров за апрель 2002 года путем возврата на расчетный счет общества 1787087 руб. налога и 84794,78 руб. зачесть в счет погашения недоимки перед федеральным бюджетом по налогу на добавленную стоимость по внутреннему рынку (с учетом уточнения предмета иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением суда от 11.11.2002 иск удовлетворен в полном объеме.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на нарушение судом нормы материального права - статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, просит отменить решение суда и принять новое.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, общество в феврале 2002 года экспортировало товар через морской порт и 20.05.2002 представило в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за апрель 2002 года, согласно которой заявлено к вычету и подлежит возмещению из бюджета 1871882 руб. налога на добавленную стоимость, а также представил документы, предусмотренные статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации, подтверждающие право на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов.

Общество направило в налоговую инспекцию заявление от 13.08.2002 о возмещении названной суммы налога на добавленную стоимость путем возврата на расчетный счет истца 1787087 руб. этого
налога и зачете 84795 руб. данного налога в счет недоимки по налогу на добавленную стоимость по внутреннему рынку.

Налоговая инспекция провела налоговую проверку обоснованности применения обществом налоговой ставки 0 процентов и правомерности возмещения налога на добавленную стоимость по экспорту за апрель 2002 года, о чем составила акт от 12.08.2002 N 02-238, который вручен представителю общества.

Налоговым органом вынесено решение от 20.08.2002 N 02-119 об отказе обществу в возмещении 1871882 руб. налога на добавленную стоимость.

Согласно заключению налоговой инспекции от 28.08.2002 N 01-30/9317 в нарушение подпункта 4 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации в представленных обществом копиях поручений на отгрузку экспортных грузов N 01/2603, 04/04, 02/0402, 01/0402 и коносаментах отсутствуют отметки пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации. В поручениях на отгрузку экспортных грузов (кроме N 04/04) отсутствует расписка администрации судна о принятии груза и не указан ряд реквизитов.

Общество, не согласившись с решением налоговой инспекции от 20.08.2002 N 02-119 об отказе в возмещении 1871882 руб. налога на добавленную стоимость, обратилось в арбитражный суд с иском о признании названного решения недействительным и об обязании налоговой инспекции налоговой инспекции возместить обществу из федерального бюджета налог на добавленную стоимость по экспорту товаров за апрель 2002 года путем возврата на расчетный счет общества 1787087 руб. налога и зачесть 84794,78 руб. в счет погашения недоимки перед федеральным бюджетом по налогу на добавленную стоимость по внутреннему рынку.

Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования общества.

Кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебного акта.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение
производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств - участников СНГ), помещенных под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 3 названной статьи, представляются следующие документы:

- копия контракта налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации; выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке;

- копия грузовой таможенной декларации с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации;

- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.

При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта судами через морские порты для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации налогоплательщиком в налоговые органы представляются копия поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой “Погрузка разрешена“ пограничной таможни Российской Федерации; копия коносамента на перевозку экспортируемого товара, в котором в графе “Порт разгрузки“ указан порт, находящийся
за пределами таможенной территории Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 кодекса, на установленные статьей 171 кодекса вычеты.

Согласно пункту 3 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 кодекса, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 кодекса.

Как следует из абзаца третьего пункта 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации, превышение сумм налоговых вычетов, установленных пунктом 3 статьи 171 кодекса, над суммами налога, исчисляемыми в соответствии с пунктом 6 статьи 166 кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 кодекса.

В соответствии с пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации суммы, установленные статьей 171 кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 6 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 кодекса, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 7 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, и документов, предусмотренных статьей 165 кодекса. Возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком отдельной налоговой декларации и документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации. В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета
или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. В случае если налоговым органом принято решение об отказе (полностью или частично) в возмещении, он обязан предоставить налогоплательщику мотивированное заключение не позднее 10 дней после вынесения указанного решения.

В подпункте 4 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации отсутствует требование о предоставлении налогоплательщиком поручений на отгрузку экспортных грузов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товара за пределы таможенной территории Российской Федерации.

Вместе с тем из названной нормы следует, что налогоплательщик при вывозе товаров на экспорт через морской порт обязан представить копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов. Действительно, обществом вместе с налоговой декларацией были представлены коносаменты, в которых отсутствовали отметки пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации, но данное требование отсутствует в подпункте 4 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации. Более того, приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 26.06.2001 N 598 предусматривается производство отметки “Товар вывезен полностью“ только на грузовой таможенной декларации, и только по просьбе декларанта таможенный орган ставит данную отметку на товаросопроводительном документе. В коносаментах в графе “Порт разгрузки“ указаны порты Королевства Швеция, находящиеся за пределами таможенной территории Российской Федерации.

Также на основании пункта 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 в процессе рассмотрения дела истец представил перевод надлежаще заверенных копий банковских документов, подтверждающих поступление выручки непосредственно от импортеров лесопродукции (том 2, листы дела 37 - 47), и поручения на отгрузку по каждому покупателю, коносаменту и грузовой таможенной декларации.

При указанных обстоятельствах кассационная инстанция не находит
оснований для отмены судебного акта.

Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.11.2002 по делу N А56-29447/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Колпинскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

Председательствующий

ДМИТРИЕВ В.В.

Судьи

АБАКУМОВА И.Д.

ШЕВЧЕНКО А.В.