Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.03.2003 N А13-6155/02-08 Довод Контрольно-ревизионного управления о том, что организация, реализовавшая третьим лицам технику, закупленную на средства бюджетного областного лизингового фонда, фактически использовала бюджетные средства не по целевому назначению, а следовательно, указанные средства подлежат изъятию, необоснован: доказательств реализации именно этой техники КРУ не представило.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 марта 2003 года Дело N А13-6155/02-08
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Ветошкиной О.В., Бухарцева С.Н., при участии от открытого акционерного общества “Вологдаоблагропромснаб“ Иванова С.С. (доверенность от 18.09.2002), Тереховой И.Н. (доверенность от 10.01.2003 N 7), от Департамента финансов Вологодской области Ивановой З.Г. (доверенность от 10.01.2003 N 18-14/3-юр), Гусева И.В. (доверенность от 25.02.2003 N 18-14/57), от Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации по Вологодской области Кошкина С.А. (доверенность от 17.03.2003 N 18), от департамента сельского хозяйства Вологодской области Никифорова А.Г. (доверенность от 19.12.2002 N 7-о/1420), рассмотрев 20.03.03 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Департамента финансов Вологодской области и Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 21.11.02 по делу N А13-6155/02-08 (судья Чельцова Н.С.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество “Вологдаоблагропромснаб“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным постановления департамента финансов Вологодской области (далее - департамент финансов) от 01.08.02 N 1, вынесенного на основании представления Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации по Вологодской области (далее - КРУ МФ), о списании (взыскании) с общества 4391100 руб. денежных средств областного бюджета, использованных не по целевому назначению.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено КРУ МФ.
Определением от 19.09.02 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен департамент сельского хозяйства Вологодской области (далее - департамент сельского хозяйства).
Решением суда от 21.11.02 заявленные обществом требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационных жалобах КРУ МФ и департамент финансов, указывая на неправильное применение судом норм материального права, просят отменить решение суда и принять новое решение. По мнению подателей жалоб, средства областного лизингового фонда являются бюджетными средствами и приобретенная на эти средства техника должна быть передана лизингополучателям, а не продана третьим лицам.
Кроме того, проведение проверки по требованиям УВД по Вологодской области основано на положениях статьи 11 Закона Российской Федерации “О милиции“, пункта 7 Инструкции о порядке проведения ревизий, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.04.2000 N 42н и пункта 7 положения, утвержденного приказом Минфина России, МВД России и ФСБ России от 07.12.99 N 89н/1033/717; также указывается на неполное исследование материалов дела в части расходования обществом 1042000 руб., 1096000 руб., 1268000 руб., 261051 руб. 81 коп. и 724072 руб. 70 коп. сумм лизинговых средств.
В судебном заседании представители КРУ МФ и департамента финансов поддержали доводы кассационных жалоб по изложенным в них мотивам.
Представитель департамента сельского хозяйства поддержал доводы кассационных жалоб.
Представители общества просили оставить судебный акт в силе, указывая на его законность и обоснованность.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, КРУ МФ и департамент финансов на основании требований УВД Вологодской области провели ревизию финансово-хозяйственной деятельности общества за период с 01.01.99 по 01.05.02, о чем 12.07.02 составлен акт.
Департамент финансов 01.08.02 на основании представления КРУ МФ от 26.07.02 N 30-04-02/660 вынес постановление N 1 о списании (взыскании) с общества 4391100 руб. денежных средств областного бюджета, использованных не по целевому назначению.
В ходе ревизии установлено, что общество создано в целях снабжения производственной сельскохозяйственной продукцией предприятий перерабатывающей промышленности и других отраслей, обслуживающих агропромышленный комплекс материально-техническими ресурсами. В акте проверки указано, что средства областного бюджета, необходимые для формирования лизингового фонда, перечисляются департаментом сельского хозяйства области на счет общества N 40203810400000200001, открытый в Вологодском филиале открытого акционерного общества акционерного коммерческого банка “Автобанк“. Сюда же зачисляются и возвратные платежи.
Согласно статье 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получателем бюджетных средств является бюджетное учреждение или организация, имеющая право на получение бюджетных средств, в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
В статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) указано, что нецелевое использование бюджетных средств - это направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Согласно Порядку обеспечения агропромышленного комплекса области продукцией машиностроения на лизинговой основе, утвержденному постановлением губернатора Вологодской области от 14.07.97 N 754 (далее - Порядок), лизинговый фонд формируется за счет областных бюджетных ассигнований, возвратных лизинговых платежей и других разрешенных законом источников на срок действия лизинга. Получателем бюджетных средств на возвратной основе является департамент сельского хозяйства.
Для формирования лизингового фонда департамент финансов администрации области в соответствии с предусмотренными ассигнованиями перечисляет в установленном порядке денежные средства из областного бюджета на текущий бюджетный счет департамента сельского хозяйства, который в течение 3-х дней перечисляет эти средства на бюджетный счет общества.
Из материалов дела также видно, что отношения между департаментом сельского хозяйства и обществом урегулированы генеральными соглашениями о взаимодействии на 1998 - 1999 годы и 2000 - 2001 годы от 13.03.98 и от 01.01.2000, согласно которым департамент сельского хозяйства передал обществу выполнение функций, связанных с материально-техническим обеспечением агропромышленного комплекса и закупкой сельхозпродукции. В связи с этим обществу перечислено 170591529 руб. 64 коп. бюджетных средств, которые, как установлено судом, использованы по целевому назначению и в оспариваемом постановлении не указаны.
В акте проверки указано, что общая сумма лизингового фонда складывается из стоимости техники, находящейся на складе, для передачи в лизинг; стоимости техники, переданной лизингополучателям и не погашенной лизинговыми платежами; суммы просроченной задолженности лизингополучателей по лизинговым платежам; суммы дебиторской и кредиторской задолженности поставщикам и остатка денежных средств на лизинговом счете. При этом денежные средства лизингового фонда не могут быть использованы на содержание аппарата лизингодателя и другие цели.
Оставляя решение суда в силе, кассационная инстанция считает необходимым указать на то, что к отношениям между департаментом сельского хозяйства и обществом применяются нормы как бюджетного, так и гражданского законодательства. Рассматриваемые отношения, регулируемые генеральными соглашениями, относятся к гражданско-правовым с участием публичного субъекта.
По мнению кассационной инстанции, исследовав материалы дела (счета-фактуры, накладные, платежные документы, акты договоров передачи векселей, аналитических ведомостей; листы дела 3 - 114, том 3; листы дела 1 - 69, том 4), суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что из данных материалов невозможно установить, что обществом реализована техника, подлежащая передаче в лизинг, и полученные за нее деньги являются средствами областного бюджета.
Суд сделал вывод, что 4391100 руб. не могут быть признаны бюджетными денежными средствами, поскольку не поступали в лизинговый фонд ни из областного бюджета, ни от лизингополучателей.
Таким образом, суд выяснил все обстоятельства дела, в связи с чем решение суда от 21.11.02 отмене не подлежит.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 21.11.02 по делу N А13-6155/02-08 оставить без изменения, а кассационные жалобы Департамента финансов Вологодской области и Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий
ХОХЛОВ Д.В.
Судьи
ВЕТОШКИНА О.В.
БУХАРЦЕВ С.Н.