Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.03.2003 N А56-23793/02 Поскольку перевозка грузов из Финляндии в Россию в 2002 году является перевозкой в международном сообщении, железная дорога обоснованно исчислила провозную плату за перевозку грузов по территории России исходя из Тарифной политики железных дорог государств - участников СНГ на перевозки грузов в международном сообщении на 2002 фрахтовый год, а не на основании Прейскуранта N 10-01.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 марта 2003 года Дело N А56-23793/02

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Нефедовой О.Ю., судей Кустова А.А. и Сосниной О.Г., при участии от ГУП “ОЖД“ Ковизиной Л.А. (доверенность от 19.09.2002 N НЮ-11/403), рассмотрев 05.03.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия “Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации“ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.10.2002 по делу N А56-23793/02 (судья Дудина О.Ю.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Кольская горно-металлургическая компания“ (далее - ОАО “Кольская ГМК“) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному государственному
унитарному предприятию “Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации“ (далее - ГУП “ОЖД“) о восстановлении на лицевом счете N 6234603 в Санкт-Петербургском технологическом центре по обработке перевозочных документов (далее - Санкт-Петербургский ТехПД) записи суммы 2509442 руб. 76 коп., излишне списанной за период с января по май 2002 года за перевозки никельного концентрата из Финляндии.

Решением от 17.10.2002 иск удовлетворен.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе заявитель просит решение отменить как принятое с нарушением норм материального права.

Податель жалобы ссылается на следующее: судом не учтены изменения в законодательстве, произошедшие за период с 03.04.2001 до настоящего времени; в соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона “О федеральном железнодорожном транспорте“ тарифы на перевозки грузов устанавливаются на основе государственной бюджетной, ценовой и тарифной политики в соответствии с Федеральным законом “О естественных монополиях“ в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; пункт 13 Положения об основах государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки гласит, что введение в действие тарифов в прямом международном сообщении осуществляется актами Министерства путей сообщения Российской Федерации, следовательно, для введения в действие тарифов в прямом международном сообщении достаточно ведомственного акта Министерства путей сообщения Российской Федерации, а ведомственный акт Федеральной энергетической комиссии не нужен; Тарифная политика на 2002 фрахтовый год объявлена для применения в соответствии с пунктом 13 Положения об основах государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки; Тарифная политика на 2002 фрахтовый год лишена тех недостатков, которые были присущи Тарифным политикам на предыдущие фрахтовые годы.

В отзыве на кассационную жалобу ОАО “Кольская ГМК“ просит оставить в силе обжалуемое решение, считая его обоснованным и законным,
а доводы жалобы - несостоятельными.

В судебном заседании представитель ГУП “ОЖД“ подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.

ОАО “Кольская ГМК“ о времени и месте слушания дела извещено, однако представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Суд кассационной инстанции считает, что жалоба подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, в период с января по май 2002 года в адрес ОАО “Кольская ГМК“ от финской фирмы “Оутокумпу“ на станцию Мончегорск Октябрьской железной дороги поступал груз - никелевый концентрат. Груз следовал из Финляндии через пограничные станции.

Перевозку груза по территории Российской Федерации осуществляло ГУП “ОЖД“.

На основании соглашения от 22.01.99 N 6234603 ГУП “ОЖД“ списало с лицевого счета ОАО “Кольская ГМК“ в Санкт-Петербургском ТехПД 3965194 руб. 76 коп. провозной платы, исчисленной по ставкам Тарифной политики железных дорог государств-участников СНГ на перевозки грузов в международном сообщении на 2002 фрахтовый год.

ОАО “Кольская ГМК“ считает, что провозные платежи должны исчисляться в соответствии с Прейскурантом N 10-01 и сумма их составляет 1455752 руб.

По мнению ОАО “Кольская ГМК“, списание ГУП “ОЖД“ 2509442 руб. 76 коп. произведено необоснованно, в связи с чем предъявлен настоящий иск.

Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что ГУП “ОЖД“ не представило доказательств надлежащего утверждения ставок провозной платы, предусмотренной Тарифной политикой железных дорог государств - участников СНГ на перевозки грузов в международном сообщении на 2002 фрахтовый год, для применения их как общеобязательных ставок грузового тарифа в Российской Федерации при международных перевозках.

Кассационная инстанция считает данный вывод суда ошибочным.

Статьей 7 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации и пунктом
1 статьи 10 Федерального закона “О федеральном железнодорожном транспорте“ предусмотрено, что тарифы на перевозки грузов устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2001 N 42 создана Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам тарифного регулирования на федеральном железнодорожном транспорте (далее - Комиссия), в состав которой входит председатель Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации (далее - ФЭК РФ). В соответствии с Положением о ФЭК РФ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.96 N 960 (с изменениями от 08.04.2002), ФЭК РФ является органом регулирования естественных монополий на транспорте.

В соответствии с пунктом 8 Положения о Комиссии решения, принимаемые Комиссией в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также для организаций, действующих в сфере ведения этих органов, и доводятся до них в виде выписок из протоколов ее заседаний.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 N 194 утверждено Положение об основах государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, пунктом 12 которого установлено, что государственное регулирование тарифов на грузовые железнодорожные перевозки осуществляют в пределах своей компетенции ФЭК РФ и Министерство путей сообщения Российской Федерации на основании решений Комиссии путем утверждения и введения в действие тарифов или их предельного уровня.

В соответствии с пунктом 13 Положения введение в действие тарифов в прямом международном сообщении осуществляется актами Министерства путей сообщения Российской Федерации.

Согласно выписке из протокола заседания Комиссии от 21.11.2001 N 9 Комиссией предписано до 01.12.2001 опубликовать Тарифную политику железных дорог государств - участников СНГ на перевозки грузов в международном сообщении на 2002
фрахтовый год в газете “Гудок“.

В соответствии с приказом министра путей сообщения Российской Федерации от 05.07.2001 N 17 “О порядке опубликования нормативных актов Министерства путей сообщения Российской Федерации, признанных Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации, а также международных договоров Российской Федерации межведомственного характера, заключенных от имени Министерства путей сообщения Российской Федерации“ публикация данных документов в газете “Гудок“ является официальной публикацией.

Тарифная политика железных дорог государств - участников СНГ на перевозки грузов в международном сообщении на 2002 фрахтовый год опубликована в газете “Гудок“ 29.11.2001.

Распоряжением Министерства путей сообщения Российской Федерации от 04.01.2002 N 1-р Тарифная политика железных дорог государств - участников СНГ на перевозки грузов в международном сообщении на 2002 фрахтовый год объявлена для применения в соответствии с пунктом 13 Положения об основах государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки.

Ссылка суда на телеграмму от 05.09.98 N 722 неправомерна, поскольку названная Тарифная политика не вводилась в действие указанной телеграммой.

Тарифы, установленные Тарифной политикой железных дорог государств - участников СНГ на перевозки грузов в международном сообщении на 2002 фрахтовый год, утверждены не Советом по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ, а Комиссией Правительства Российской Федерации по вопросам тарифного регулирования на федеральном железнодорожном транспорте и введены в действие актом Министерства путей сообщения Российской Федерации.

Спорная перевозка является перевозкой в международном сообщении в соответствии со статьей 1 названной Тарифной политики.

При таких обстоятельствах следует признать, что ГУП “ОЖД“ обоснованно и законно исчисляло провозную плату за перевозку грузов по территории Российской Федерации, исходя из Тарифной политики железных дорог государств - участников СНГ на перевозки грузов в международном сообщении на
2002 фрахтовый год.

С учетом изложенного у суда отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований, в связи с чем решение подлежит отмене, а в иске следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.10.2002 по делу N А56-23793/02 отменить.

В иске открытому акционерному обществу “Кольская горно-металлургическая компания“ отказать.

Взыскать с открытого акционерного общества “Кольская горно-металлургическая компания“ в пользу федерального государственного унитарного предприятия “Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации“ 13075 руб. расходов по госпошлине по кассационной жалобе.

Председательствующий

НЕФЕДОВА О.Ю.

Судьи

КУСТОВ А.А.

СОСНИНА О.Г.