Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.02.2003 по делу N А21-5864/02-С1 Довод ИМНС о том, что Законом Калининградской области обществу предоставлена индивидуальная налоговая льгота, что противоречит нормам НК РФ, необоснован. Указанным законом всего лишь оформлено право общества на льготу, предоставленную другим нормативным актом, установившим на территории Калининградской области общий порядок освобождения всех организаций-инвесторов от налогообложения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 февраля 2003 года Дело N А21-5864/02-С1

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Дмитриева В.В., Кузнецовой Н.Г., при участии от ООО “Бриск“ Авдеева Ю.Б. (доверенность от 02.09.2002 N 182) и Длапа Романа (директор, протокол от 03.08.2000), рассмотрев 17.02.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.10.2002 по делу N А21-5864/02-С1 (судья Мялкина А.В.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Бриск“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Межрайонной инспекции Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Калининградской области (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения налоговой инспекции от 16.08.2002 N 726 в части доначисления 2534500 руб. налога на пользователей автомобильных дорог, 829950 руб. пеней за его несвоевременную уплату и применения налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания 506900 руб. штрафа.

Налоговая инспекция 27.09.2002 предъявила встречный иск о взыскании с общества 2534500 руб. недоимки, 829950 руб. пеней и 506900 руб. штрафа.

Решением суда от 18.10.2002 иск общества удовлетворен в полном объеме. Налоговому органу в иске о взыскании штрафа отказано. В части взыскания налога и пеней производство по делу прекращено.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права - статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации, просит отменить решение и в иске обществу отказать и удовлетворить встречный иск. Ответчик указывает, что льготы, установленные Законом Калининградской области от 12.04.2000 N 190 “О предоставлении налоговых льгот ООО “Бриск“, носят индивидуальный характер, а это противоречит статье 56 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представитель в суд не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка соблюдения обществом налогового законодательства за период с 14.07.99 по 01.04.2002, о чем составлен акт от 15.07.2001 N 73.

При проверке установлено, что общество в проверяемый период в нарушение пунктов 1, 3, 5 статьи 5 Закона
Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“, пунктов 15, 24.1, 24.3 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 15.05.95 N 30, пунктов 24, 38 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 04.04.2000 N 59, статей 1, 5 Закона Калининградской области “О порядке образования и использования средств территориального дорожного фонда Калининградской области“ от 16.05.2000 N 199 не исчислило налогооблагаемую базу для расчета налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд и не уплатило названный налог в указанный дорожный фонд.

По результатам проверки налоговым органом вынесено решение от 16.08.2002 N 726 о доначислении 2534500 руб. налога на пользователей автомобильных дорог, 829950 руб. пеней за его несвоевременную уплату, о применении налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде наложения 506900 руб. штрафа и уплате их в срок, указанный в требовании.

Требование N 26 об уплате недоимки, пеней и штрафа в срок до 26.08.2002 вручено обществу 16.08.2002 и не исполнено им в добровольном порядке, в связи с чем налоговая инспекция 27.09.2002 обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании указанных недоимки, пеней и штрафа.

Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования общества и отказал налоговой инспекции в иске. Суд сослался на статью 2 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“, Закон Калининградской области “О предоставлении налоговых льгот ООО “Бриск“ от 12.04.2000 N 190, согласно которому истец освобожден от уплаты всех налогов (кроме налога на добавленную стоимость), зачисляемых в областной бюджет и территориальный дорожный фонд, сроком на 5 лет, право льготирования по которым принадлежит субъектам Российской Федерации, а также
на пункт 4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27.01.99 N 2-П.

Кассационная инстанция считает решение арбитражного суда правильным и не подлежащим отмене.

Согласно подпункту “м“ пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ к федеральным налогам отнесены налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации.

Перечень этих федеральных налогов установлен в пункте 1 статьи 3 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“, в том числе к ним отнесен налог на пользователей автомобильных дорог.

Конституционный Суд также указал, что данный налог является федеральным (постановление от 15.07.96 N 16-П).

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов определяется законами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 5 названного закона в период до 01.01.2001 налог перечисляется каждым плательщиком раздельно на счета федерального дорожного фонда Российской Федерации и территориальных дорожных фондов.

Статьей 4 Федерального закона “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ от 05.08.2000 N 118-ФЗ установлено, что с 01.01.2001 сумма налога на пользователей автомобильных дорог полностью зачисляется в территориальные дорожные фонды или в бюджеты субъектов Российской Федерации для целевого использования на финансирование затрат, предусмотренных пунктом 1 статьи 1 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“.

Согласно пункту 2 статьи 5 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации с учетом
местных условий могут повышать (понижать) ставку налога, зачисляемого в территориальные дорожные фонды, но не более чем на 50% от ставки федерального налога. Названное положение действовало до 01.01.2001 и отменено Федеральным законом от 05.08.2001 N 118-ФЗ.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации“ от 09.07.99 N 160-ФЗ субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранному инвестору льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных средств.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 10.04.2002 N 107-О выразил правовую позицию, согласно которой формирование доходов субъектов Российской Федерации находится в ведении субъекта.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.12.2001 N 228-О также указано, что “отнесение финансового, валютного, кредитного регулирования к ведению Российской Федерации не препятствует органам государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий осуществлять меры по мобилизации и расходованию собственных финансовых ресурсов, к каковым относятся средства бюджета области и областных внебюджетных и валютных фондов, кредитные ресурсы, ассигнования из федерального бюджета“.

Согласно статье 10 Федерального закона “Об особой экономической зоне в Калининградской области“ от 22.01.96 N 13-ФЗ российским и иностранным инвесторам и предпринимателям представляются налоговые льготы в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации и законодательством Калининградской области.

Статьей 1 Закона Калининградской области “О предоставлении налоговых льгот организациям, осуществляющим инвестиционные проекты в Калининградской области“ от 21.05.99 N 127 (далее - Закон Калининградской области N 127) предусмотрено освобождение от уплаты всех налогов, кроме налога на добавленную стоимость,
зачисляемых в областной бюджет и в территориальный дорожный фонд, по которым право льготирования принадлежит субъектам Российской Федерации, организации, осуществляющие производственную деятельность и вкладывающие собственные и привлеченные средства в реализацию конкретных инвестиционных проектов, до полной окупаемости вложенных средств, но не более расчетного срока окупаемости.

Согласно статье 2 названного закона льготы предоставляются в соответствии с правилами применения налоговых льгот для организаций, осуществляющих инвестиционные проекты в Калининградской области, утвержденными постановлением областной Думы от 25.06.98 N 49.

Как видно из материалов дела, обществом в соответствии с указанными правилами представлены соответствующие документы (л.д. 52 - 53). Налоговой инспекцией данное обстоятельство не оспаривается.

В силу пункта 2.4 раздела II названных правил решение о предоставлении льгот принимается в форме постановления Калининградской областной Думы с указанием организации, получившей льготы, и срока, на который льгота предоставлена в соответствии с Законом Калининградской области “О порядке предоставления налоговых льгот и преимуществ по платежам в областной бюджет“ и Законом Калининградской области “О порядке подготовки, принятия и вступления в силу законов области и иных нормативных правовых актов Калининградской областной Думы“.

Согласно Закону Калининградской области “О порядке предоставления налоговых льгот и преимуществ по платежам в областной бюджет“ от 10.10.96 N 71 налоговые льготы предоставляются на основании Закона Калининградской области.

В соответствии с Законом Калининградской области N 127 обществу предоставлены льготы, в том числе в виде освобождения от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, зачисляемого в территориальный дорожный фонд. Предоставление этих льгот оформлено в виде отдельного Закона Калининградской области “О предоставлении налоговых льгот ООО “Бриск“ от 12.04.2000 N 190.

Таким образом, на территории Калининградской области действует общий для всех организаций-налогоплательщиков, осуществляющих
инвестиционные проекты, Закон N 127, предусматривающий льготы в виде освобождения от уплаты всех налогов, кроме налога на добавленную стоимость, зачисляемых в областной бюджет и в территориальный дорожный фонд.

На основании названного закона организации, претендующие на получение льгот, представляют необходимые документы в администрацию области, где документы проходят проверку, и в случае положительного решения принимается областной закон в отношении конкретной организации о предоставлении льгот.

В указанном порядке налоговые льготы предоставлены целому ряду предприятий и организаций области (ООО “Калининградский деликатес“ - Закон Калининградской области от 27.11.2000 N 279, ООО “Торговая компания ЛБ“ - Закон Калининградской области от 25.10.2000 N 266, ООО “Балттабакпром“ - Закон Калининградской области от 16.10.2000 N 257, ООО “Газкомплектимпекс“ (филиал “Калининградкомплектимпекс“) - Закон Калининградской области от 02.08.2000 N 231, ОАО “Калининградская ТЭЦ-2“ - Закон Калининградской области от 29.09.2000 N 245).

Истцу предоставлены льготы в установленном законом порядке.

Кассационная инстанция полагает, что в данном случае отсутствуют основания считать, что льгота, предоставленная обществу, носит индивидуальный характер, поскольку Закон N 127 действует для всех организаций, претендующих на получение льготы.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.

Встречный иск налоговой инспекции в любом случае не подлежит удовлетворению.

Применение налоговой ответственности к истцу кассационная инстанция считает неправомерным, поскольку общество действовало на основании Законов Калининградской области. Поэтому, по мнению суда кассационной инстанции отсутствует вина истца в совершении налогового правонарушения, что в соответствии со статьей 109 Налогового кодекса Российской Федерации является обстоятельством, исключающим привлечение лица к налоговой ответственности.

Судом первой инстанции обоснованно прекращено производство по делу по встречному иску налогового органа в части взыскания налога и пеней, поскольку на момент
обращения налоговой инспекции с этим иском в арбитражный суд (27.09.2002) ответчик имел возможность взыскать налог и пени в порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации и 60-дневный срок на принятие решения о взыскании, установленный пунктом 3 названной статьи, не был пропущен налоговым органом (срок исполнения требования - 26.08.2002). Таким образом, иск в этой части на 27.09.2002 был неподведомствен арбитражному суду в силу пункта 4 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 2002 года.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.10.2002 по делу N А21-5864/02-С1 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Калининградской области - без удовлетворения.

Председательствующий

ЛОМАКИН С.А.

Судьи

ДМИТРИЕВ В.В.

КУЗНЕЦОВА Н.Г.