Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.02.2003 N А13-5948/02-20 Довод о том, что в соответствии с Бюджетным кодексом РФ возложение функций по обеспечению социальных гарантий населения на субъект РФ всегда влечет за собой соответствующее целевое финансирование из федерального бюджета, неправомерен.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 февраля 2003 года Дело N А13-5948/02-20

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Коробова К.Ю., Марьянковой Н.В., рассмотрев 11.02.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов администрации Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 01.10.2002 по делу N А13-5948/02-20 (судья Романова А.В.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Устюггаз“ (далее - ООО “Устюггаз“) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к администрации Великоустюгского муниципального района, Финансовому управлению администрации Великоустюгского муниципального района, Департаменту финансов администрации Вологодской области (далее - Департамент финансов), Управлению Федерального казначейства по Вологодской области, Министерству финансов Российской Федерации, Военному
комиссариату Вологодской области (далее - Комиссариат) и Министерству обороны Российской Федерации о взыскании 6976 руб. 86 коп. убытков, образовавшихся в результате предоставления в 2001 году военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территории Великоустюгского района, 50-процентной скидки по оплате за газ в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27.05.98 N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих“ в редакции от 30.12.2001 (далее - Закон).

Решением от 01.10.2002 исковые требования ООО “Устюггаз“ удовлетворены в полном объеме путем взыскания истребуемой суммы с Департамента финансов за счет казны Вологодской области.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого по делу судебного акта не проверялись.

В кассационной жалобе Департамент финансов просит отменить обжалуемый судебный акт как вынесенный с нарушением норм материального права. Свою позицию податель жалобы мотивирует следующим:

- предусмотренный законом порядок компенсации расходов субъектам Российской Федерации Правительством Российской Федерации не определен;

- финансовые средства в адрес Вологодской области из федерального бюджета, в том числе из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, на реализацию оспариваемых льгот не поступали;

- согласно статьям 84, 85 и 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации передаваемые на местный уровень федеральные расходы должны финансироваться исключительно из федерального бюджета.

Стороны, будучи уведомленными о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, ООО “Устюггаз“ на протяжении 2001 года в соответствии со статьей 15 Закона при взимании платы за газ с военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на
территории Великоустюгского района, учитывало льготу в размере 50%.

Согласно составленному истцом и Комиссариатом акту сверки расчетов по сумме предоставленных ООО “Устюггаз“ льгот военнослужащим В.Устюгского муниципального района в соответствии с Законом за 2001 год (л.д. 16) сумма убытков истца, связанных с реализацией Закона, за 2001 год составила 6976 руб. 86 коп., что и послужило основанием для обращения ООО “Устюггаз“ в арбитражный суд.

Суд первой инстанции на основании всестороннего и полного исследования обстоятельств дела установил, что на территории г. Великий Устюг и Великоустюгского района отсутствуют объекты государственного жилищного фонда.

При рассмотрении настоящего дела судом отмечено, что в соответствии с пунктом 10 статьи 15 Закона военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей оплачивают в размере 50 процентов помимо прочих выплат коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическую и тепловую энергию) независимо от вида жилищного фонда. При этом расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг, по жилищному фонду (кроме государственного жилищного фонда, находящегося в федеральной собственности) производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок компенсации указанных расходов субъектам Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 6 Положения о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в статьи 15 и 23 Закона Российской Федерации “О статусе военнослужащих“, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.07.96 N 790, льготы по оплате коммунальных услуг, в том числе газоснабжения, военнослужащим и гражданам, проживающим в домах государственного жилищного фонда, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, домах муниципального жилищного фонда, домах жилищно-строительных (жилищных)
кооперативов, а также в жилых домах, принадлежащих гражданам на праве собственности, предоставляются путем начисления 50 процентов платы за указанные услуги организациями, оказывающими эти услуги.

Расходы по предоставлению льгот возмещаются организациям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок возмещения расходов определяется субъектами Российской Федерации.

Кроме того, указанным Положением установлено, что возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг (водоснабжения, водоотведения, вывоза бытовых и других отходов, газоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения) в соответствии со статьями 1 и 2 Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в статьи 15 и 23 Закона Российской Федерации “О статусе военнослужащих“, военнослужащим, в том числе проходящим военную службу по контракту, и проживающим совместно с ними членам их семей в случае их проживания в жилых домах государственного жилищного фонда, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных жилых домах, домах жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, а также в жилых домах, принадлежащих гражданам на праве собственности, производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, для чего при их формировании надлежит предусматривать средства, необходимые органам местного самоуправления для возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных льгот.

Таким образом, нормативно-правовыми актами установлен порядок возмещения расходов непосредственно организациям, предоставляющим оспариваемую льготу. Данный порядок предполагает получение указанными организациями соответствующего возмещения из бюджета субъекта федерации.

Размер взыскиваемой истцом задолженности установлен актом сверки расчетов и сторонами не оспаривается.

Кассационная инстанция также отклоняет довод подателя жалобы о том, что он надлежащим образом исполнил требования законодательства, касающиеся реализации Закона. При буквальном толковании статей 84, 85 и 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации нельзя сделать вывод о том, что возложение функций по обеспечению социальных гарантий населения на
субъект федерации всегда влечет за собой соответствующее целевое финансирование из федерального бюджета.

По мнению кассационной инстанции, суд правомерно пришел к выводу об обоснованности заявленного истцом требования.

С учетом вышеизложенного оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 01.10.2002 по делу N А13-5948/02-20 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента финансов администрации Вологодской области - без удовлетворения.

Председательствующий

КУСТОВ А.А.

Судьи

КОРОБОВ К.Ю.

МАРЬЯНКОВА Н.В.