Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.12.2002 N А56-15895/02 Поскольку КоАП РФ не предусматривает судебный порядок взыскания административного штрафа, суд правомерно прекратил производство по делу о взыскании с предпринимателя штрафа за нарушение Закона “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 декабря 2002 года Дело N А56-15895/02

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чертилиной З.А., судей Кустова А.А. и Нефедовой О.Ю., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга Котяшевой С.Ю. (доверенность от 07.08.2002 N 15/8800), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красногвардейскому району города Санкт-Петербурга на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.10.2002 по делу N А56-15895/02 (судьи Петренко Т.И., Звонарева Ю.Н., Фокина Е.А.),

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по
Красногвардейскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к предпринимателю Ф.И.О. осуществляющей свою деятельность без образования юридического лица, о взыскании штрафа в размере 10000 руб. за нарушение Закона Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1 “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“ (далее - Закон), выразившееся в неприменении контрольно-кассовой машины (далее - ККМ).

Решением от 18.07.2002 исковые требования Инспекции удовлетворены частично, с предпринимателя взыскан штраф в размере 4000 руб.

Постановлением апелляционной инстанции от 08.10.2002 решение суда отменено, производство по делу прекращено.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить обжалуемый судебный акт, оставить в силе решение. В обоснование жалобы ее податель ссылается на то, что установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) от 30.12.2001 N 195-ФЗ внесудебный порядок обращения к взысканию исполнительного документа по административному правонарушению не может быть применен в связи с тем, что он ухудшает положение лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку в соответствии с ранее действовавшим Кодексом об административных правонарушениях взыскание административного штрафа осуществлялось в судебном порядке.

Предприниматель Тяпкина Н.С. о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещена, однако в судебное заседание не явилась, в связи с чем жалоба рассмотрена в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал жалобу, ссылаясь на изложенные в ней доводы.

Проверив законность обжалуемого судебного акта, кассационная инстанция не находит оснований для его отмены.

Как следует из материалов дела, актами проверок от 18.02.2002 и от 27.03.2002 (л.д. 6 - 7, 12 - 13) зафиксировано, что при осуществлении денежных расчетов с населением предприниматель осуществлял расчеты с
покупателями без применения ККМ и без выставления ценников на товары. В связи с этим решением от 27.03.2002 N 10/986 (л.д. 8) Инспекция подвергла предпринимателя административному штрафу в размере 10000 руб. в соответствии с Законом и Кодексом РСФСР “Об административных правонарушениях“. Неуплата ответчиком штрафа в добровольном порядке послужила основанием для предъявления данного иска.

Удовлетворяя исковые требования частично, в размере 4000 руб., суд первой инстанции исходил из того, что факт совершения предпринимателем Тяпкиной Н.С. административного нарушения доказан, однако административное наказание должно быть назначено в соответствии со статьей 14.5 КоАП, предусматривающей наложение штрафа в размере от 30 до 40 минимальных размеров оплаты труда.

Отменяя решение и прекращая производство по делу, суд апелляционной инстанции сослался на то, что КоАП, введенным в действие с 01.07.2002, не предусмотрен судебный порядок взыскания штрафов.

Кассационная инстанция считает правильным прекращение производства по данному делу.

В силу пункта 3 статьи 1.7 КоАП производство по делу об административных правонарушениях осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу. Поскольку статьей 32.2 КоАП не предусматривается судебный порядок взыскания штрафа, суд апелляционной инстанции обоснованно отменил решение о наложении административного взыскания за неприменение ККМ, вынесенное судом в период действия КоАП, и правомерно прекратил производство по данному делу.

Ссылка Инспекции на то, что апелляционная инстанция применила нормы, не подлежащие применению, поскольку они не имеют обратной силы, так как ухудшают положение лица, привлеченного к административной ответственности, в части взыскания штрафа в судебном порядке, несостоятельна. Ранее действовавшим Кодексом “Об административных правонарушениях“ не был предусмотрен судебный порядок приведения к взысканию наложенного административного штрафа. Кроме того, независимо от порядка привлечения к административной
ответственности лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе в установленном законом порядке обратиться за судебной защитой.

При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.10.2002 по делу N А56-15895/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

Председательствующий

ЧЕРТИЛИНА З.А.

Судьи

КУСТОВ А.А.

НЕФЕДОВА О.Ю.