Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.12.2002 N А56-24856/02 Тот факт, что производство по делу о банкротстве прекращено в связи с заключением должником и его конкурсными кредиторами мирового соглашения о погашении задолженности, не является основанием для начисления должнику пеней за весь период конкурсного производства на сумму задолженности по платежам в бюджет, возникшей до признания должника банкротом.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 декабря 2002 года Дело N А56-24856/02

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Кузнецовой Н.Г., Никитушкиной Л.Л., при участии от открытого акционерного общества “Котлин“ Рыковой Т.В. (доверенность от 14.11.2002), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кронштадтскому району Санкт-Петербурга Мананникова С.А. (доверенность от 04.09.2002 N 28), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кронштадтскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.09.2002 по делу N А56-24856/02 (судья Исаева И.А.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Котлин“ (далее - ОАО
“Котлин“, общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском об обязании Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кронштадтскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) возвратить из бюджета 15278,53 руб. излишне взысканных пеней, а также выплатить 2667 руб. процентов.

Решением суда от 06.09.2002 иск удовлетворен.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить постановление и оставить в силе решение суда первой инстанции, указывая на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а также Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“.

Проверив законность оспариваемых судебных актов, кассационная инстанция установила следующее.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.08.2000 по делу N А56-9215/00 ОАО “Котлин“ признано банкротом и в отношении его имущества открыто конкурсное производство сроком на 12 месяцев. Однако 29.06.2001, за месяц до истечения срока конкурсного производства, между обществом, его конкурсными кредиторами и ОАО “Финансовый союз “Державный“ заключено мировое соглашение, в силу которого ОАО “Котлин“ обязалось в срок до 25.09.2001 погасить свою задолженность перед кредиторами, в том числе перед бюджетом и внебюджетными фондами. Указанное мировое соглашение утверждено определением суда от 23.07.2001, в связи с чем производство по делу о банкротстве общества прекращено.

Налоговая инспекция после заключения указанного мирового соглашения начислила обществу за весь период конкурсного производства пени на сумму задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, возникшей до признания ОАО “Котлин“ банкротом, и взыскала их с общества на основании инкассовых поручений.

ОАО “Котлин“ не согласилось с указанными действиями налогового органа и обратилось в суд с иском об обязании ответчика
возвратить из бюджета 15278,53 руб. излишне взысканных пеней, а также выплатить 2667 руб. процентов.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, правомерно исходил из следующего.

Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 98 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности должника.

Поскольку в состав задолженности должника включается также задолженность по обязательным платежам - налогам, сборам и иным обязательным взносам в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды, то с момента принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление пеней и на этот вид задолженности.

Из пункта 1 статьи 120 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ следует, что мировое соглашение между должником и кредиторами может быть заключено на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве, в том числе и на стадии конкурсного производства. В пункте 5 названной статьи установлено, что мировое соглашение вступает в силу для должника и конкурсных кредиторов, а также для третьих лиц, участвующих в мировом соглашении, со дня его утверждения арбитражным судом и является для должника, конкурсных кредиторов и третьих лиц, участвующих в мировом соглашении, обязательным.

Пунктами 3 и 5 статьи 124 названного закона определено, что в случае, когда мировое соглашение утверждено арбитражным судом в ходе конкурсного производства, решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит исполнению. С момента утверждения мирового соглашения соответственно гражданин-должник или руководитель должника, внешний управляющий или конкурсный управляющий приступают к погашению задолженности
перед кредиторами.

Из содержания приведенных норм следует, что только с момента утверждения мирового соглашения решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит дальнейшему исполнению и именно с этого момента должник приступает к погашению задолженности перед кредиторами. Утверждение мирового соглашения не означает, что решение суда о признании должника банкротом признается недействительным с момента его принятия, и, следовательно, не может служить основанием для признания неправомерными тех действий, которые были совершены во исполнение этого решения до утверждения мирового соглашения.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о неправомерном взыскании с истца упомянутой суммы пеней.

Статьей 79 НК РФ предусмотрено, что сумма излишне взысканных пеней подлежит возврату налогоплательщику с начислением на эту сумму процентов. Следовательно, решение суда является законным также в части обязания налогового органа возвратить истцу 2667 руб. процентов.

Доводы налоговой инспекции о том, что начисление пеней на недоимку по налогам и сборам регламентируется исключительно статьей 75 НК РФ и потому положения Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“, который не относится к актам законодательства о налогах и сборах, при решении вопроса о правомерности действий налоговой инспекции применять не следует, судом кассационной инстанции не могут быть приняты во внимание.

Как указано в пункте 1 статьи 1 Закона “О несостоятельности (банкротстве)“, этот закон устанавливает основания признания должника несостоятельным (банкротом) или объявления должником о своей несостоятельности (банкротстве), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), проведения внешнего управления и конкурсного производства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Согласно абзацу 1 статьи 2 НК РФ законодательство о
налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Из материалов дела видно, что спор между налоговой инспекцией и истцом возник из правоотношений, сложившихся в период судопроизводства по признанию ОАО “Котлин“ банкротом. Следовательно, при рассмотрении этого спора применению подлежат нормы Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.09.2002 по делу N А56-24856/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кронштадтскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

Председательствующий

ЛОМАКИН С.А.

Судьи

КУЗНЕЦОВА Н.Г.

НИКИТУШКИНА Л.Л.