Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.11.2002 N А56-18484/02 Поскольку положением о сборе на уборку территорий, введенным решением собрания представителей муниципального образования, установлены все существенные элементы налогообложения, довод налогоплательщика о том, что данный сбор не может быть признан законно установленным, необоснован.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 ноября 2002 года Дело N А56-18484/02

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Абакумовой И.Д., Зубаревой Н.А., при участии от открытого акционерного общества “КВС“ Криштопова С.В. (доверенность от 21.10.2002 N 274) и Логинова В.А. (доверенность от 21.10.2002 N 275), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району Ленинградской области Фомичевой А.А. (доверенность от 09.09.2002 N 20035), рассмотрев 25.11.2002 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “КВС“ на решение от 01.07.2002 (судьи Алешкевич О.А., Захаров В.В., Саргин А.Н.) и постановление апелляционной инстанции от 03.09.2002 (судьи Петренко Т.И.,
Звонарева Ю.Н., Фокина Е.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-18484/02,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “КВС“ (далее - Общество, ОАО “КВС“) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительным требования Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району Ленинградской области (далее - Инспекция) от 30.05.2002 N 810/1885 в части уплаты 194899 руб. налога на уборку территории.

Решением от 01.07.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.09.2002, Обществу в иске отказано.

В кассационной жалобе ОАО “КВС“ просит отменить решение от 01.07.2002 и постановление от 03.09.2002 и признать недействительным оспариваемое требование налогового органа, указывая на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, определяющих требования по порядку введения и установления налогов и сборов, а также их обязательных элементов.

Проверив законность оспариваемых судебных актов, кассационная инстанция установила следующее.

ОАО “КВС“ представило в налоговую инспекцию декларацию по сбору за уборку территорий за первый квартал 2002 года, согласно которой уплате подлежало 222780 руб. сбора.

Однако Обществом фактически указанная сумма налога уплачена не была, в связи с чем налоговая инспекция направила налогоплательщику требование от 30.05.2002 N 810/1885 об уплате задолженности в срок до 09.06.2002.

ОАО “КВС“ не согласилось с требованием налогового органа в части предложения уплатить налог на уборку территорий и обратилось в суд с иском о признании его недействительным в части.

В обоснование иска налогоплательщик указал, что сбор на уборку территорий фактически является не сбором, а налогом, что противоречит статье 21 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ и статьям 1 и 8 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - НК РФ), а поэтому Положение о сборе на уборку территории, принятое собранием депутатов муниципального образования “Волховский район“ Ленинградской области (далее - Положение о сборе на уборку территории) и вводящее этот сбор, применению не подлежит. Кроме того, ОАО “КВС“ считает, что названным Положением не установлены существенные элементы налогообложения, в частности налоговый период, в связи с чем сбор не может быть признан законно установленным и уплате не подлежит.

Суды первой и апелляционной инстанций, рассмотрев материалы дела, отказали Обществу в иске, указав, что сбор на уборку территорий в Волховском районе Ленинградской области установлен в соответствии с нормами законодательства о налогах и сборах, а потому истец обязан его уплачивать.

Суд кассационной инстанции считает решение и постановление судов правильными и не находит оснований для их отмены.

Сбор на уборку территорий как местный налог введен подпунктом “х“ пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“. Причем, как указано в этой норме, сбор вносят юридические и физические лица (владельцы строений) в размере, устанавливаемом представительными органами власти - местными Советами народных депутатов.

Пунктом 4 статьи 21 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ предусмотрено, что налоги и сборы, предусмотренные в подпунктах “з“ - “х“ пункта 1 названной статьи, могут устанавливаться решениями районных и городских представительных органов власти - местных Советов народных депутатов. Суммы платежей по налогам и сборам зачисляются в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов либо по решению районных и городских представительных органов власти - местных Советов народных депутатов - в районные бюджеты районов (в городах), бюджеты поселков
и сельских населенных пунктов.

Во исполнение этого закона решением собрания представителей муниципального образования “Волховский район“ Ленинградской области от 31.10.2001 N 45 на 2002 год введен сбор на уборку территорий, а также утверждено Положение об этом сборе. Ранее сбор на уборку территорий населенных пунктов на 2001 год был установлен решением собрания представителей муниципального образования “Волховский район“ Ленинградской области от 25.10.2000.

Согласно пункту 2 Положения о сборе на уборку территорий его плательщиками являются юридические и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (владельцы строений), осуществляющие деятельность на территории муниципального образования “Волховский район“.

Из пункта 3 Положения следует, что ставка сбора для юридических лиц устанавливается в размере 1,5 процента от объема реализации продукции (работ, услуг).

Пунктом 4 этого нормативного акта определен порядок исчисления и уплаты сбора, в соответствии с которым расчет сбора представляется юридическими лицами в Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району в сроки представления бухгалтерской отчетности (ежеквартально), а налог уплачивается ежемесячно не позднее двадцатого числа следующего месяца, исходя из фактического объема реализации продукции (работ, услуг) за истекший месяц.

Таким образом, из совокупности изложенных норм следует, что сбор на уборку территорий, введенный решением собрания представителей муниципального образования “Волховский район“ Ленинградской области от 31.10.2001 N 45, является налогом, что, однако, не свидетельствует о нарушении законодательства о налогах и сборах. Как указано в пункте 43 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5, при применении налогового законодательства следует исходить из природы каждого конкретного платежа, поименованного как “сбор“. Как следует из содержания названного пункта, если имеется в виду обязательный, индивидуально безвозмездный
платеж, поименованный “сбором“, то необходимо применять нормы, относящиеся к налогам.

Также следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ сбор за право торговли отнесен к местным налогам. В связи с этим довод налогоплательщика о том, что Положение о сборе за уборку территорий не подлежит применению как противоречащее законодательству о налогах и сборах, не соответствует действительности.

Кроме того, как правильно указал суд апелляционной инстанции, Положением о сборе за уборку территорий установлены все существенные элементы налогообложения, как то: объект (реализация продукции (работ, услуг)), налогоплательщики (юридические и физические лица), ставка сбора, срок его уплаты, налоговый период.

Таким образом, указанный сбор является законно установленным и Общество обязано его уплачивать.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 01.07.2002 и постановление апелляционной инстанции от 03.09.2002 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-18484/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества “КВС“ - без удовлетворения.

Председательствующий

ЛОМАКИН С.А.

Судьи

АБАКУМОВА И.Д.

ЗУБАРЕВА Н.А.