Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.09.2002 N А56-15528/02 Налоговый кодекс РФ не только не запрещает налогоплательщику вносить изменения в неправильно оформленный счет-фактуру или заменять его для реализации права на возмещение из бюджета НДС, но и указывает на право плательщика представлять любые документы для подтверждения правомерности своей позиции.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 сентября 2002 года Дело N А56-15528/02

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Абакумовой И.Д. и Дмитриева В.В., при участии от закрытого акционерного общества “Шмидт и Олофсон“ Яковлевой Е.А. (доверенность от 14.05.2002) и Куликовой Л.А. (доверенность от 14.05.2002), от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Ленинградской области Свистулиной Т.В. (доверенность от 19.07.2002 N 02-19/10312), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Ленинградской области на решение от 05.06.2002 (судьи Савицкая И.Г., Королева Т.В., Ресовская Т.М.)
и постановление апелляционной инстанции от 07.08.2002 (судьи Фокина Е.А., Петренко Т.И., Копылова Л.С.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-15528/02,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество “Шмидт и Олофсон“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) от 23.04.2002 N 11-20/6435 и требования от 23.04.2002 N 11-20/6436.

Решением суда от 05.06.2002 иск удовлетворен.

Постановлением апелляционной инстанции от 07.08.2002 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление и в иске отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права - статей 168, 169, 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а также пунктов 7, 14 и 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914.

В судебном заседании представитель налоговой инспекции настаивал на удовлетворении жалобы, а представитель Общества просил оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность приведенных в ней доводов.

Проверив законность оспариваемых судебных актов, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Из материалов дела следует, что Общество представило в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость за январь 2002 года, приложив к декларации в подтверждение обоснованности применения налоговых вычетов документы, подтверждающие факты приобретения товаров и их оплаты поставщикам.

Налоговая инспекция провела камеральную проверку представленной декларации, в ходе которой установлено, что ряд представленных счетов-фактур составлен с
нарушением порядка, установленного пунктом 5 статьи 169 НК РФ: в трех счетах-фактурах неправильно указан ИНН (вместо 4706016000 поставлено 40760160000), в трех других счетах-фактурах указан адрес фактического местонахождения предприятия, отраженный в договоре поставки. Нарушения изложены в акте от 21.03.2002, направленном Обществу.

После получения акта проверки Общество обратилось к поставщику, представившему оформленные с недостатками счета-фактуры, с просьбой устранить допущенные описки и неточности. Письмом от 22.03.2002 (л.д. 20) поставщик указал причины допущенных опечаток и неточностей при заполнении указанных Обществом счетов-фактур: невнимательность оператора, заполнявшего реквизиты покупателя в компьютерной программе; сбой в компьютерной программе (ограниченное количество знаков, которые могут быть напечатаны в строке), а также конфигурационные ошибки в компьютерной программе. К этому письму поставщик приложил правильно оформленные счета-фактуры. Одновременно поставщик и Общество составили акт от 22.03.2002 (л.д. 22) о внесении исправлений в перечисленные в акте счета-фактуры, при оформлении которых были допущены описки и неточности, указав также в акте на то, что счета-фактуры, содержащие неправильные реквизиты покупателя, стороны считают недействительными и подлежащими замене.

Кроме того, поставщик направил в налоговую инспекцию письмо (л.д. 21), в котором сообщил об учете в составе налоговой базы за октябрь и ноябрь 2001 года выручки, полученной от реализации товаров по спорным счетам-фактурам.

Все вышеперечисленные документы, включая исправленные счета-фактуры, Общество направило в налоговую инспекцию с возражениями на акт проверки.

Рассмотрев материалы камеральной проверки, налоговая инспекция приняла решение от 23.04.2002 N 11-20/6435 об отказе Обществу в возмещении 676771 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам за приобретенные материальные ресурсы (налоговым органом не приняты представленные Обществом с возражениями на акт проверки исправленные счета-фактуры), о доначислении этой суммы налога и
начислении пеней. Кроме того, Общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату налога на добавленную стоимость.

На уплату доначисленных 676771 руб. налога на добавленную стоимость, 11296 руб. пеней и 131018 руб. штрафа Обществу направлено требование от 23.04.2002 N 1628 (исх. N 11-20/6436).

Считая решение и требование налогового органа незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с иском и признании их недействительными.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, иск удовлетворен, и Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа не находит правовых оснований для отмены принятых по делу судебных актов.

Право налогоплательщика на возмещение НДС и условия его реализации установлены статьями 171, 172, 173 и 176 НК РФ, введенными в действие с 01.01.01.

Как следует из статьи 171 НК РФ, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные этой статьей вычеты. Налоговым вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности и иных операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных статьей 171 НК РФ. Причем вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

Порядок оформления и выставления счетов-фактур изложен в статьях 168 и
169 НК РФ.

Статьей 168 НК РФ предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик обязан дополнительно к цене реализуемых товаров предъявить к оплате покупателю этих товаров соответствующую сумму налога. Сумма налога на добавленную стоимость должна быть выделена отдельной строкой в расчетных документах, первичных учетных документах и в счетах-фактурах.

Как следует из статьи 169 НК РФ, счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению.

Перечень сведений, которые должны быть указаны в счете-фактуре, приведен в пункте 5 статьи 169 НК РФ, а порядок заверения данных счета-фактуры предусмотрен в пункте 6 той же статьи.

Правовые последствия несоблюдения требований пунктов 5 и 6 статьи 169 НК РФ установлены в пункте 2 статьи 169 НК РФ: счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного указанными пунктами, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

При этом ни статья 169 НК РФ, ни иные статьи главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации не запрещают вносить изменения в неправильно оформленный счет-фактуру или заменить такой счет-фактуру на оформленный в установленном порядке.

Удовлетворяя иск налогоплательщика, суды исходили как из отсутствия указанного запрета в главе 21 НК РФ, так и из предоставленного налогоплательщику пунктом 7 пункта 1 статьи 21, статьи 88 и пунктом 5 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации права представить документы, подтверждающие обоснованность его позиции (в рассматриваемом случае - о правомерном предъявлении к вычету в декларации за январь 2002 года сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам). Это право было реализовано налогоплательщиком своевременно, до вынесения налоговым органом решения: налоговому органу были
представлены счета-фактуры, в которых были устранены выявленные проверкой недостатки в их оформлении. Причем изменения (замена), внесенные в счета-фактуры, согласованы и заверены участниками сделки - поставщиком и покупателем, что подтверждается документами, представленными налоговому органу до вынесения решения, а затем суду.

Судами также установлено и это отражено в судебных актах, что внесенные изменения не коснулись сведений о сумме налога на добавленную стоимость или размере стоимости товара, поэтому у налогоплательщика не возникла необходимость внесения изменений или дополнений в своевременно представленную декларацию путем подачи уточненной декларации.

С учетом изложенного кассационная инстанция полагает, что жалоба налоговой инспекции удовлетворению не подлежит.

Ссылка налогового органа на неправомерное неприменение судами Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, отклоняется кассационной инстанцией в силу пункта 2 статьи 169 НК РФ.

Руководствуясь статьями 286, 287 (подпункт 1 пункта 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 05.06.2002 и постановление апелляционной инстанции от 07.08.2002 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-15528/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Ленинградской области - без удовлетворения.

Председательствующий

КУЗНЕЦОВА Н.Г.

Судьи

АБАКУМОВА И.Д.

ДМИТРИЕВ В.В.