Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.09.2002 N А56-12893/02 Администрация муниципального образования не является органом, осуществляющим записи актов гражданского состояния. То обстоятельство, что сведения о фактах регистрации актов гражданского состояния переданы в налоговую инспекцию не органами ЗАГС, а администрацией, не является основанием для привлечения последней к ответственности за несвоевременное сообщение указанных сведений.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 сентября 2002 года Дело N А56-12893/02

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Клириковой Т.В., Асмыковича А.В., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Ленинградской области Чернышевой С.В. (доверенность от 14.05.02 N 15-18600), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.05.02 по делу N А56-12893/02 (судья Ермишкина Л.П.),

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Ленинградской области (далее -
Инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с администрации муниципального образования “Всеволожский район Ленинградской области“ (далее - Администрация) 20000 руб. штрафа на основании пункта 2 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Решением арбитражного суда от 28.05.02 в удовлетворении иска отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение от 28.05.02 и принять новое. По мнению подателя жалобы, суд при рассмотрении дела не принял во внимание, что Законом Ленинградской области от 04.02.99 N 13-оз “О наделении органов местного самоуправления муниципального образования Всеволожский район отдельными полномочиями Ленинградской области“ (далее - Закон N 13-оз) на муниципальное образование “Всеволожский район Ленинградской области“ возложена обязанность по обеспечению деятельности отделов актов гражданского состояния в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, податель жалобы ссылается на то, что, осуществляя регистрацию актов гражданского состояния, должностное лицо Администрации действует от ее имени. Инспекция также считает, что суд не дал оценку доводам истца и не обосновал причин неприменения норм права, на которые ссылается налоговый орган.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы.

Администрация о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представитель в суд не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как видно из материалов дела, Администрация 22.10.01 направила в налоговый орган сведения о регистрации одиннадцати фактов смерти и одного факта рождения, из которых четыре представлены с пропуском срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 85 НК РФ.

Проверив представленные документы, налоговый орган сделал вывод
о нарушении Администрацией требований Налогового кодекса Российской Федерации, о чем 28.11.01 составлен акт N 16-27301, и 13.12.01 принял решение N 16-28913 о привлечении Администрации к налоговой ответственности на основании пункта 2 статьи 129.1 НК РФ в виде 20000 руб. штрафа за несвоевременное сообщение в налоговые органы сведений о четырех фактах смерти физических лиц.

В решении ответчику предложено уплатить штраф в срок до 27.12.01. В связи с неуплатой суммы штрафа в добровольном порядке Инспекция обратилась с иском в суд.

Отказывая в удовлетворении иска, суд указал, что Инспекция необоснованно привлекла Администрацию к налоговой ответственности, поскольку последняя не является органом, осуществляющим записи актов гражданского состояния, в связи с исключением из полномочий муниципальных образований регистрации актов гражданского состояния.

Кассационная инстанция считает выводы суда правомерными и отвечающими требованиям действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать о фактах рождения или смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных фактов.

Согласно пункту 2 статьи 129.1 НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации это лицо должно сообщать налоговому органу, совершенное повторно в течение календарного года, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона “Об актах гражданского состояния“ от 15.11.97 N 143-ФЗ государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния (далее - ЗАГС), образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Вопросы образования
и деятельности органов записи актов гражданского состояния на территориях субъектов Российской Федерации решаются субъектами Российской Федерации самостоятельно на основании названного федерального закона.

Пунктом 5 статьи 4 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 28.08.95 N 154-ФЗ установлено, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.

В соответствии с пунктом 30 Закона N 13-оз администрация муниципального образования осуществляет обеспечение деятельности отдела записи актов гражданского состояния.

Из приведенных норм не следует, что Администрация регистрирует акты гражданского состояния, а в своем отзыве на иск ответчик указал, что такую регистрацию осуществляют органы ЗАГС. Более того, Законом Ленинградской области от 31.12.99 N 65-оз “О внесении изменений и дополнений в отдельные областные законы о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными полномочиями Ленинградской области“ внесены изменения в Закон N 13-оз: из полномочий органа муниципального образования исключены регистрация актов гражданского состояния, их восстановление, исправление, изменение. То обстоятельство, что сведения о фактах регистрации актов гражданского состояния переданы в налоговую инспекцию не органами ЗАГС, а Администрацией, не является основанием для привлечения ее к налоговой ответственности.

Таким образом, решение налогового органа о привлечении ответчика к налоговой ответственности является незаконным и не может служить основанием для удовлетворения иска о взыскании налоговой санкции.

Учитывая изложенные обстоятельства, кассационная инстанция считает жалобу Инспекции не подлежащей удовлетворению.

Руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.05.02 по делу N
А56-12893/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Ленинградской области - без удовлетворения.

Председательствующий

КИРЕЙКОВА Г.Г.

Судьи

КЛИРИКОВА Т.В.

АСМЫКОВИЧ А.В.