Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.08.2002 N А56-11408/02 Суд правомерно обязал ИМНС возместить налогоплательщику из бюджета НДС, уплаченный поставщикам, поскольку налогоплательщик представил все необходимые документы в обоснование применения данной льготы.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 августа 2002 года Дело N А56-11408/02

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Кузнецовой Н.Г., Никитушкиной Л.Л., при участии от общества с ограниченной ответственностью “Промстройлес“ Муравьевой Ю.Н. (доверенность от 06.04.2002 N 2), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга Ефимовой С.В. (доверенность от 12.04.2002 N 04-05/5440), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга на решение от 23.04.2002 (судья Королева Т.В.) и постановление апелляционной инстанции от 24.06.2002 (судьи Градусов А.Е., Спецакова Т.Е., Зайцева Е.К.) Арбитражного
суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-11408/02,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Промстройлес“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском об обязании Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) возместить обществу из бюджета 310847 руб. налога на добавленную стоимость за октябрь 2001 года.

Решением суда от 23.04.2002 исковые требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 24.06.2002 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда и отказать в иске, указывая на отсутствие у общества права на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета, а также на необходимость применения в рассматриваемом деле порядка возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета, установленного приказом Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу от 15.05.2000 N 99.

В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель общества указал на их необоснованность.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как усматривается из материалов дела, истец 20.11.2001 подал в налоговый орган декларацию по ставке 0 процентов по налогу на добавленную стоимость по экспортируемой продукции за октябрь 2001 года.

Налоговая инспекция провела камеральную проверку представленных документов, о чем составлен акт от 21.12.2001 N 40/57-р. Проверкой установлено, что в представленных документах отсутствует приложение к контракту между обществом и норвежской фирмой “Tehnotur Norge А/В“ от 03.07.2001 N 1, а также нет сведений об источнике возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета.

По результатам проверки вынесено решение от 21.12.2001 N 40/57-р об отказе в возмещении обществу 310847 руб. налога на
добавленную стоимость.

Общество не согласилось с принятым решением и обратилось в суд с иском о возмещении налога на добавленную стоимость из бюджета.

Удовлетворяя исковые требования, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.

В соответствии с пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком поставщикам товаров, направленных на экспорт, подлежат возмещению налоговым органом не позднее трех месяцев со дня представления соответствующей декларации.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации обложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации, и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 кодекса.

Статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации установлен порядок подтверждения права на получение возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета при налогообложении по ставке 0 процентов.

В статье 172 Налогового кодекса Российской Федерации содержится перечень документов, необходимых для подтверждения права на вычет сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам экспортируемых товаров, из общей суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.

Ни одной нормой права, определяющей порядок возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета, подтверждение фактической уплаты налога в бюджет поставщиком материальных ресурсов не предусмотрено в качестве обязательного условия возмещения данного налога.

Факты реального экспорта, уплаты налога на добавленную стоимость поставщикам и представления документов, предусмотренных статьями 165 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации, установлены судом и не оспариваются налоговой инспекцией. Приложение к контракту между обществом и норвежской фирмой “Tehnotur Norge А/В“ от 03.07.2001 N 1, на отсутствие которого ссылается налоговый орган, имеется в
материалах дела (л.д. 14 - 18) и подтверждает номенклатуру экспортируемых товаров.

В действующем законодательстве также не содержится положений о том, что суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг), сначала должны быть перечислены ими в бюджет, затем покупатель должен истребовать и получить от поставщика подтверждение такого перечисления и только после этого он вправе отразить уплаченные поставщикам по этим материальным ресурсам суммы налога в декларации по налогу на добавленную стоимость.

Контроль за исполнением поставщиками товаров, материальных ресурсов, работ, услуг обязанности по уплате в бюджет полученного от покупателей налога на добавленную стоимость возложен на налоговые органы. Нарушение поставщиками этой обязанности является основанием для применения к ним налоговыми органами мер, предусмотренных налоговым законодательством, но не может служить основанием для отказа в возмещении из бюджета этого налога добросовестному налогоплательщику при представлении доказательств его уплаты поставщику.

Установленный приказом Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу от 15.05.2000 N 99 порядок возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета должен исполняться налоговыми органами таким образом, чтобы не нарушались права и интересы налогоплательщиков, гарантированные законом, поскольку, во-первых, указанные документы согласно пункту 2 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации не относятся к актам законодательства о налогах и сборах; во-вторых, в силу той же нормы они обязательны к исполнению только налоговыми органами.

Таким образом, основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 23.04.2002 и постановление апелляционной инстанции от 24.06.2002 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N
А56-11408/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

Председательствующий

ЛОМАКИН С.А.

Судьи

КУЗНЕЦОВА Н.Г.

НИКИТУШКИНА Л.Л.