Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Московской области от 23.09.2004, 16.09.2004 по делу N А41-К2-10194/04 Суд отказал в удовлетворении заявления о признании недействительным ненормативного акта главы органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства, т.к. спорный земельный участок был предоставлен в собственность третьему лицу в соответствии с требованиями земельного законодательства, а заявитель не имел права преимущественного выкупа данного земельного участка, поскольку заключенный им договор аренды составлялся без права последующего выкупа.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

23 сентября 2004 г. Дело N А41-К2-10194/04резолютивная часть объявлена 16 сентября 2004 г. “

(извлечение)

Арбитражный суд Московской области при участии в заседании от заявителя: адв. Р. - дов. бн от 17.05.2004; от ответчика: вед. спец. К.А. - дов. N 38 от 20.08.2004; от 3-го лица: ООО “Одинцовское подворье“ (адв. К.Л. - ордер N 012 от 16.07.2004, дов. бн от 04.06.2004, юк Л. - дов. бн от 01.09.2004, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ПО “Мамоновское“ к Главе Одинцовского района Московской области о признании недействительным ненормативного правового акта (3-и лица: МОРП, ООО “Одинцовское подворье“),

УСТАНОВИЛ:

Потребительское общество
“Мамоновское“ (далее - ПО “Мамоновское“) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главе Одинцовского района Московской области о признании недействительным постановления Главы Одинцовского района Московской области N 1350 от 23.05.2003 “О предоставлении земельного участка Обществу с ограниченной ответственностью “Одинцовское подворье“ для строительства крытого продовольственного рынка в г. Одинцово, Привокзальная площадь“.

В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования, пояснил, что оспариваемое постановление не соответствует п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ, п. 3 ст. 28 Федерального закона “О приватизации государственного и муниципального имущества“, ст. 3 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ и нарушает право заявителя на приватизацию или получение в аренду земельного участка от муниципального образования.

Ответчик в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на иск (л. д. 5 - 7 т. 2).

3-е лицо - ООО “Одинцовское подворье“ - в судебном заседании исковые требования не признало по основаниям, изложенным в отзыве на иск (л. д. 110 - 112 т. 1).

3-е лицо - Московская областная регистрационная палата (далее - МОРП) - в судебное заседание не явилась, о слушании дела судом извещена надлежащим образом (л. д. 149, 150 т. 1), представлено заявление, согласно которому просит рассмотреть дело без участия своего представителя в связи с тем, что заявленными требованиями интересы Палаты не затрагиваются (л. д. 147 т. 1).

Спор рассматривается в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие 3-го лица - МОРП.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон и участников процесса, арбитражный суд не находит оснований к удовлетворению заявленных требований по следующим обстоятельствам.

Как следует из материалов дела,
Главой Одинцовского района Московской области было издано постановление от 23.05.2003 N 1350 “О предоставлении земельного участка Обществу с ограниченной ответственностью “Одинцовское подворье“ для строительства крытого продовольственного рынка в г. Одинцово, Привокзальная площадь“, согласно которому прекращено право бессрочного (постоянного) пользования ООО “Одинцовское подворье“ на земельный участок площадью 0,5000 га с кадастровым номером 50:20:003 01 08:0032 и указанный земельный участок предоставлен ООО “Одинцовское подворье“ в собственность за плату по нормативной цене (л. д. 12 т. 1).

На спорном земельном участке расположено недвижимое имущество - здание магазина общей площадью 1251,50 кв. м, принадлежащее на праве собственности ПО “Мамоновское“, что усматривается из свидетельства о государственной регистрации права от 03.05.2000 (л. д. 18 т. 1), выданного на основании договора купли-продажи здания от 25.04.2000, заключенного между Союзом “Одинцовский районный союз потребительских обществ“ и ПО “Мамоновское“ (л. д. 14 - 16 т. 1).

Земельный участок, на котором расположено принадлежащее заявителю здание, 30.01.2001 был передан ПО “Мамоновское“ в аренду сроком на 1 год согласно договору аренды земельного участка N 969, заключенному 30.01.2001 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Одинцовского района и ПО “Мамоновское“ (л. д. 19 - 20 т. 1).

ПО “Мамоновское“ обратилось в Администрацию Одинцовского района Московской области с просьбой предоставить земельный участок, расположенный под принадлежащим ему строением, в собственность.

Комитет по управлению муниципальным имуществом Одинцовского района сообщил ПО “Мамоновское“, что спорный земельный участок находится в собственности ООО “Одинцовское подворье“, с которым заявителю необходимо решать вопрос о пользовании земельным участком (л. д. 54 т. 1).

Заявитель, не согласившись с постановлением Главы Одинцовского района Московской области от 23.05.2003 N 1350, обжалует его и
просит арбитражный суд признать его недействительным.

Исследовав представленные по делу доказательства, арбитражный суд полагает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Решением исполнительного комитета Одинцовского городского совета народных депутатов Московской области от 08.04.1983 N 400/7 “О строительстве Управления N 10-А трех 16-этажных жилых домов и рынка в г. Одинцово“ Управлению N 10-А отведена территория площадью 2,0 га под строительство рынка между улицами Свободы, Советской и Вокзальной с освобождением территории от всех строений (л. д. 10 т. 2).

В связи с передачей объекта незавершенного строительства “Городской рынок и гостиница“, расположенного в г. Одинцово на Привокзальной площади, в муниципальную собственность Одинцовского района Московской области от ОАО “Трансинжстрой“ в счет погашения задолженности районному бюджету натуральным покрытием, Главой Администрации Одинцовского района Московской области было вынесено постановление от 11.12.1997 N 2324 “О приеме в муниципальную собственность Одинцовского района земельного участка под объектом незавершенного строительства и предоставлении его в аренду ООО “Одинцовский продовольственный рынок“ (л. д. 8 - 9 т. 2).

На основании указанного постановления земельный участок размером 1,39 га под объектом незавершенного строительства “Городской рынок и гостиница“ был изъят из земель ОАО “Трансинжстрой“ в г. Одинцово, Привокзальная площадь с передачей его в муниципальную собственность Одинцовского района. Указанный земельный участок предоставлен ООО “Одинцовский продовольственный рынок“ в аренду сроком на 15 лет с целью завершения строительства и дальнейшей эксплуатации объекта “Городской рынок и гостиница“.

Постановлением Главы Одинцовского района Московской области от 22.01.1998 N 75 “О предоставлении земельного участка Обществу с ограниченной ответственностью “Одинцовский продовольственный рынок“ для строительства крытого продовольственного рынка в г. Одинцово“ земельный участок размером 2,00 га предоставлен в
бессрочное пользование ООО “Одинцовский продовольственный рынок“ (л. д. 125 т. 1).

На основании указанного постановления ООО “Одинцовский продовольственный рынок“ был получен государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком размером 2,00 га (л. д. 126 - 130 т. 1).

Постановлением Главы Одинцовского района Московской области от 02.09.1998 N 1624 “О предоставлении дополнительного земельного участка ООО “Одинцовский продовольственный рынок“ для строительства крытого продовольственного рынка и иных объектов инфраструктуры в г. Одинцово ООО “Одинцовский продовольственный рынок“ предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование дополнительный земельный участок размером 1,05 га, всего за ООО “Одинцовский продовольственный рынок“ закрепить 3,05 га (л. д. 132 - 133 т. 1).

Указанное постановление зарегистрировано в Московской областной регистрационной палате, о чем 15.06.2001 было выдано свидетельство о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок для строительства крытого продовольственного рынка общей площадью 30500 кв. м с кадастровым номером 50-20-30-8-1293 (л. д. 131 т. 1).

Решением общего собрания участников ООО “Одинцовский продовольственный рынок“ N 1 от 05.01.2001 изменило название Общества на ООО “Одинцовское подворье“, указанные изменения зарегистрированы в Московской областной регистрационной палате 13.02.2001 (л. д. 95 т. 1).

На земельном участке площадью 30500 кв. м расположены, кроме магазина, принадлежащего заявителю, также и строения, принадлежащие на праве собственности 3-му лицу ООО “Одинцовское подворье“: здание крытого продовольственного рынка с административно-торговыми помещениями (л. д. 45 т. 2) и помещения гостиницы в здании крытого продовольственного рынка (л. д. 46 т. 2).

Спорный земельный участок принадлежал ООО “Одинцовский продовольственный рынок“ (новое название Общества - ООО “Одинцовское подворье“) на праве постоянного (бессрочного) пользования с 09.12.1998.

Пунктом 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001
N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“, установлено, что юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 01.01.2004.

В связи с обращением в Администрацию Одинцовского района ООО “Одинцовское подворье“ с просьбой передать в собственность земельный участок, находящийся в постоянном (бессрочном) пользовании (л. д. 43 т. 2), Главой Одинцовского района было издано постановление от 23.05.2003 N 1350, в соответствии с которым земельный участок размером 0,5 га, из земель, находившихся в постоянном (бессрочном) пользовании ООО “Одинцовский продовольственный рынок“, предоставлен ООО “Одинцовское подворье“ (новое наименование ООО “Одинцовский продовольственный рынок“) в собственность за плату.

На основании указанного постановления 01.08.2003 был заключен договор купли-продажи земельного участка площадью 0,5000 га с кадастровым номером 50:20:003 01 08:0032, предоставленного для строительства крытого продовольственного рынка в г. Одинцово на Привокзальной площади между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Одинцовского района и ООО “Одинцовское подворье“ (л. д. 120 - 123 т. 1).

Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за ООО “Одинцовское подворье“ в Московской областной регистрационной палате 17.09.2003 (л. д. 124 т. 1).

Исходя из изложенного предоставление спорного земельного участка в собственность ООО “Одинцовское подворье“ было произведено в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Из материалов дела следует и не отрицается сторонами, что на принадлежащем ООО “Одинцовское подворье“ земельном участке расположено здание магазина ПО “Мамоновское“. Право собственности на здание ПО “Мамоновское“ возникло с 03.05.2000 на основании договора купли-продажи, при этом каких-либо прав на
земельный участок под зданием ПО “Мамоновское“ не отражено.

Договор аренды от 30.01.2001 на земельный участок площадью 0,1 га был заключен без права последующего выкупа сроком на 1 год с 01.02.2001 по 01.02.2003. То, что договор аренды составлялся без права последующего выкупа, свидетельствует о временном характере землепользования указанным земельным участком ПО “Мамоновское“.

Площадь арендуемого участка (0,1 га) не соответствует площади участка, предоставленного в собственность ООО “Одинцовское подворье“ постановлением Главы Одинцовского района от 23.05.2003 N 1350 (0,5 га).

Здесь и далее по тексту, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“ имеет дату 21.12.2001, а не 21.12.2002.

Арбитражный суд не может согласиться с утверждениями заявителя, что ПО “Мамоновское“ имеет право преимущественного выкупа земельного участка на основании п. 3 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2002 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“ и ст. 36 Земельного кодекса РФ по следующим обстоятельствам.

25.06.2003 ПО “Мамоновское“ обратилось к Главе Одинцовского района с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка площадью 0,15 га под магазином “Дом-Сад-Огород“, принадлежащем ему на праве собственности (л. д. 40 т. 1).

На момент указанного обращения уже действовало постановление Главы Одинцовского района Московской области N 1350 от 23.05.2003 о предоставлении земельного участка площадью 0,5 га ООО “Одинцовское подворье“ в собственность за плату.

Таким образом, в силу пп. 2 п. 1 ст. 8 ГК РФ испрашиваемый земельный участок не мог рассматриваться как государственная или муниципальная собственность, свободная от прав третьих лиц на пользование земельным участком.

Комитет по управлению муниципальным имуществом Одинцовского района в письме от 02.03.2004 N 1-18/420 указал ПО “Мамоновское“ решить вопрос о
пользовании земельным участком под зданием, ему принадлежащим, с ООО “Одинцовское подворье“, являющимся собственником земельного участка (л. д. 54 т. 1).

ООО “Одинцовское подворье“ неоднократно предлагало ПО “Мамоновское“ решить вопрос о заключении договора аренды земельного участка, на котором расположено здание магазина ПО “Мамоновское“, однако вопрос остался безответным (л. д. 114, 116, 117 - 119 т. 1).

Исходя из изложенного арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный правовой акт органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным при условии его несоответствия закону, иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов гражданина или юридического лица.

Оспариваемое постановление проверено на соответствие его требованиям ст. 36 Земельного кодекса РФ, ст. 28 Федерального закона от 21.12.2002 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“.

Исследовав представленные по делу доказательства, арбитражный суд приходит к выводу, что указанным нормативным правовым актам оспариваемое постановление не противоречит.

На основании ч. 3 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемые решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что заявленные требования необоснованные, опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами и удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 181, 197 - 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение 1 месяца.