Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.05.2002 N А56-26644/01 Суд, отказывая в иске о взыскании с ответчика штрафа за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов, правомерно указал, что выявленное ИМНС превышение лимитов остатков денежных средств в каждый из дней является отдельным оконченным противоправным деянием, и срок привлечения к ответственности по каждому из них, за исключением одного, истек.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 мая 2002 года Дело N А56-26644/01

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Зубаревой Н.А., Кузнецовой Н.Г., при участии от Центра подготовки сотрудников налоговой полиции в Санкт-Петербурге Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации Головановой Д.И. (доверенность от 06.05.2002 N 783), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.12.2001 по делу N А56-26644/01 (судья Лопато И.Б.),

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Ленинградской области (далее -
налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с Центра подготовки сотрудников налоговой полиции в Санкт-Петербурге Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации (далее - центр ФСНП) 142042,89 руб. штрафа за превышение установленного лимита остатка кассы.

Решением суда от 10.12.2001 налоговой инспекции в иске отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

Суд кассационной инстанции, проверив законность оспариваемого судебного акта, установил следующее.

Отделение Федерального казначейства по Всеволожскому району Ленинградской области провело проверку соблюдения порядка ведения кассовых операций центром ФСНП за период с 01.01.2001 по 26.04.2001. Результаты проверки оформлены актом от 07.05.2001, в котором указано, что в нарушение пункта 2.6 Положения Центрального банка Российской Федерации “О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации“ от 05.01.98 N 14-П центр ФСНП допускал превышение установленного лимита остатка кассы - 50000 руб., причем общее превышение за проверяемый период составило 1562465,04 руб., а среднее за день - 47347,43 руб.

Отделение Федерального казначейства по Всеволожскому району Ленинградской области направило акт по результатам проверки в налоговую инспекцию для привлечения центра ФСНП к административной ответственности за несоблюдение действующего порядка хранения свободных средств, а также за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов.

Налоговая инспекция решением от 21.06.2001 N 10-15922 привлекла центр ФСНП к ответственности, установленной пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации “Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей“ от 23.05.94 N 1006 (далее - Указ N 1006), в виде 142042,89
руб. штрафа. Также центру ФСНП предложено в срок до 25.06.2001 уплатить сумму санкций в бюджет.

Поскольку ответчик добровольно штраф не уплатил, налоговая инспекция обратилась в суд с иском о его взыскании.

Суд первой инстанции, рассмотрев материалы дела, отказал налоговому органу в удовлетворении исковых требований, указав на несоблюдение истцом порядка и условий привлечения центра ФСНП к административной ответственности.

Кассационная инстанция считает решение суда правильным и не подлежащим отмене.

Пунктом 2.6 Положения Центрального банка Российской Федерации “О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации“ предусмотрена обязанность предприятий и организаций сдавать в учреждения банков все наличные деньги сверх установленных лимитов остатка денежных средств в кассе. За нарушение этой обязанности Указом N 1006 установлена ответственность в виде штрафа в трехкратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности. Также названным Указом определено, что производство по делам и привлечение к административной ответственности, установленной этим документом, осуществляются в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях.

Частью 1 статьи 38 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (далее - КоАП РСФСР) установлено, что административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения.

Как следует из материалов дела, Отделение Федерального казначейства по Всеволожскому району Ленинградской области выявило превышение центром ФСНП лимитов остатков наличных денежных средств в кассе 27.02.2001, 28.02.2001, 01.03.2001, 02.03.2001, 05.03.2001, 06.03.2001, 07.03.2001, 11.03.2001, 12.03.2001, 13.03.2001, 14.03.2001, 15.03.2001, 16.03.2001, 20.03.2001, 21.03.2001, 22.03.2001, 27.03.2001, 28.03.2001, 29.03.2001, 30.03.2001, 02.04.2001, 03.04.2001, 26.04.2001. Таким образом, в каждый из перечисленных дней имело место отдельное оконченное противоправное деяние, выразившееся в превышении установленного лимита остатка наличных денежных средств
в кассе. Решение о привлечении к административной ответственности принято налоговой инспекцией 21.06.2001 по всем правонарушениям, за исключением того, которое совершено 26.04.2001, то есть с нарушением срока, установленного статьей 38 КоАП РСФСР. При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о невозможности привлечь центр ФСНП к ответственности за те правонарушения, по которым истек срок привлечения к ответственности. Ответственность за деяние, совершенное 26.04.2001, также не может быть применена, поскольку штраф рассчитан налоговой инспекцией на основании среднедневных показателей сверхлимитной кассовой наличности и его размер не соответствует установленному статьей 9 Указа N 1006.

Суд первой инстанции также правильно указал на нарушение налоговым органом положений статьи 247 КоАП РСФСР, согласно которой дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствие этого лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.

Из материалов дела следует, что налоговая инспекция 15.06.2001 послала центру ФСНП уведомление N 10-15217 о том, что на 11.00 21.06.2001 назначено рассмотрение материалов проверки, проведенной Отделением Федерального казначейства по Всеволожскому району Ленинградской области. Однако указанное уведомление получено ответчиком только 21.06.2001, о чем свидетельствует почтовая квитанция (л.д. 12). Следовательно, налоговая инспекция приняла решение о привлечении центра ФСНП к ответственности, не имея данных о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела, что является нарушением статьи 247 КоАП РСФСР.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного
суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.12.2001 по делу N А56-26644/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Ленинградской области - без удовлетворения.

Председательствующий

ДМИТРИЕВ В.В.

Судьи

ЗУБАРЕВА Н.А.

КУЗНЕЦОВА Н.Г.