Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.05.2002 по делу N А56-1513/02 ИМНС неправомерно привлекла к ответственности налогоплательщика за несообщение налоговому органу об открытии специального транзитного валютного счета в банке, поскольку в соответствии с налоговым законодательством информацию о таком счете налогоплательщик представлять в налоговый орган не обязан.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 мая 2002 года Дело N А56-1513/02

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Зубаревой Н.А., Кузнецовой Н.Г., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга Тян Н.И. (доверенность от 07.03.2001 N 01-05/4468), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.03.2002 по делу N А56-1513/02 (судья Никитушева М.Г.),

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) обратилась
в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью “Адвекс“ (далее - Общество) 5000 руб. штрафа за несообщение налоговому органу об открытии специального транзитного валютного счета в банке.

Решением суда от 11.03.2002 в иске отказано.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе ее податель просит отменить решение от 11.03.2002, считая его неправомерным, поскольку судом неправильно применены нормы материального права. По мнению истца, текущий валютный счет, транзитный валютный счет и специальный транзитный валютный счет отвечают всем признакам счета, указанным в статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации, и за нарушение срока представления информации об их закрытии наступает ответственность по статье 118 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Ответчик о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, однако представитель в суд не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела следует, что решением налоговой инспекции от 25.10.2001 N 1161250 Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 118 НК РФ.

Поскольку ответчик в установленный срок добровольно не исполнило требование об уплате штрафа, налоговая инспекция обратилась в суд с иском о взыскании с общества налоговых санкций.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 НК РФ налогоплательщик обязан в десятидневный срок письменно сообщить в налоговый орган по месту учета о закрытии счетов, однако ответчик такое сообщение в установленный срок не направил.

Согласно статье 118 НК РФ нарушение налогоплательщиком установленного кодексом срока представления в налоговый орган информации о закрытии счета влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

В пункте 2 статьи 11
НК РФ дано определение понятия “счет“, согласно которому счета (счет) - это расчетные и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, понятие “счет“, используемое в Налоговом кодексе Российской Федерации, определяется тремя признаками: наличием договора банковского счета, на основании которого открыт счет в банке; возможностью зачисления на счет денежных средств; возможностью расходования денежных средств со счета.

В соответствии с пунктом 1.3 Указания Центрального банка России от 20.10.98 N 383-У “О порядке совершения юридическими лицами - резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации“ (далее - Указание N 383-У) специальный транзитный валютный счет - это счет, открываемый уполномоченным банком без участия резидента в целях учета совершаемых резидентом операций покупки иностранной валюты на валютном рынке и ее обратной продажи.

На специальный транзитный валютный счет зачисляются поступления в иностранной валюте в пользу резидента. Списание иностранной валюты со специального транзитного валютного счета резидента допускается только в случаях и в порядке, установленных Указанием N 383-У (пункт 4).

Следовательно, специальный транзитный валютный счет открывается резиденту банком в одностороннем порядке без заключения договора банковского счета в целях осуществления контроля за соблюдением валютного законодательства. Открытие специального транзитного валютного счета является обязательным в силу императивных требований банковского и валютного законодательства и не зависит от волеизъявления налогоплательщика.

Специальный транзитный валютный счет открывается одновременно с текущим валютным счетом и не является самостоятельным предметом договора банковского счета. Правовым режимом указанного счета, установленным Указанием N 383-У, не предусмотрено осуществление операций по уплате и взысканию
налогов.

Так как специальный транзитный счет не подпадает под признаки счета, указанные в пункте 2 статьи 11 НК РФ, общество не обязано сообщать в налоговый орган о его закрытии. Следовательно, общество не может быть привлечено к ответственности на основании статьи 118 НК РФ.

Руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.03.2002 по делу N А56-1513/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

Председательствующий

ДМИТРИЕВ В.В.

Судьи

ЗУБАРЕВА Н.А.

КУЗНЕЦОВА Н.Г.