Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.04.2002 N А56-414/02 Поскольку до разграничения государственной собственности на землю распоряжение землями в СПб осуществляет КУГИ, вывод суда о том, что истец, желающий приватизировать земельный участок, обязан был обратиться в Российский фонд федерального имущества, а не в КУГИ, необоснован.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 апреля 2002 года Дело N А56-414/02

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Коняевой Е.В., судей Власовой М.Г., Рудницкого Г.М., при участии от РФФИ Бобровой В.А. (доверенность от 21.01.02), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Гатчинская нефтяная компания“ на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.02.02 по делу N А56-414/02 (судья Ятманов А.В.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Гатчинская нефтяная компания“ (далее - ООО “ГНК“) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Северо-Западному межрегиональному отделению Российского фонда федерального имущества (далее - СЗМО РФФИ), Санкт-Петербургскому
государственному учреждению по организации и осуществлению продажи государственного имущества “Фонд имущества Санкт-Петербурга“ и Комитету по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ) об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 2570 кв.м, кадастровый номер 78:7215А:1, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Усть-Славянка, ул. Славянская, дом 40, на условиях проекта договора, представленного истцом.

До принятия решения Северо-Западное межрегиональное отделение РФФИ заявило ходатайство о замене ненадлежащего ответчика, не являющегося юридическим лицом, на надлежащего - РФФИ в лице Северо-Западного межрегионального отделения. Судом данное ходатайство удовлетворено.

Определением от 07.02.02 иск оставлен без рассмотрения.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе ООО “ГНК“ просит определение отменить и направить дело на новое рассмотрение. При этом податель жалобы указывает на следующее:

- РФФИ и Фонд имущества являются специализированными государственными учреждениями и не относятся к органам власти, наделенным полномочиями предоставления земельных участков;

- судом неправильно применен пункт 3 статьи 10 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“, поскольку согласно названной норме органам государственной власти Санкт-Петербурга разрешается распоряжаться земельными участками;

- на спорном земельном участке расположено не приватизированное государственное предприятие, а вновь созданная коммерческая организация, в связи с чем пункт 4.4 Основных положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 01.07.94, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22.07.94 N 1535, не подлежит применению;

- суд неправильно применил статью 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации является специальной нормой права.

В судебном заседании представитель РФФИ просил жалобу отклонить, полагая, что спорный земельный участок является федеральной государственной собственностью, так как на нем расположено имущество приватизированного государственного предприятия, ранее
находившегося в федеральной собственности.

ООО “ГНК“, КУГИ и Фонд имущества надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, ООО “ГНК“ принадлежит на праве собственности автозаправочная станция N 75, расположенная по адресу: Санкт-Петербург, Усть-Славянка, ул. Славянская, дом 40, литер А, о чем имеется свидетельство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 10.08.99 серии ВЛ N 211669.

Истец как собственник строения на основании пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации имеет исключительное право на приватизацию земельного участка, на котором расположено названное имущество. В связи с этим и в соответствии с пунктом 5 названной нормы кодекса ООО “ГНК“ обратилось в КУГИ с заявлением от 31.10.01 о приобретении права собственности на спорный земельный участок.

Поскольку в нарушение установленного пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации двухнедельного срока КУГИ не подготовил проект договора купли-продажи земельного участка и не направил его истцу, ООО “ГНК“ направило в адрес КУГИ и Фонда имущества претензии и проекты договоров купли-продажи земельного участка. В связи с неполучением акцепта ООО “ГНК“ на основании пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.

Вывод суда о том, что на основании статьи 3 Федерального закона “О разграничении государственной собственности на землю“ спорный земельный участок включается в состав земель, право собственности на которые принадлежит Российской Федерации, противоречит нормам материального права.

Порядок разграничения государственной собственности на землю установлен статьей 6 названного закона, согласно которой
разграничение осуществляется путем подготовки специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами исполнительной власти перечней земельных участков, согласования перечней с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, утверждения перечней земельных участков Правительством Российской Федерации, а также внесения сведений о земельных участках в документы государственного земельного кадастра.

Статья 3 Федерального закона “О разграничении государственной собственности на землю“ определяет основания внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, однако такие перечни в настоящее время отсутствуют.

Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ до разграничения государственной собственности на землю распоряжение землями осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное. В отношении Санкт-Петербурга пунктом 4 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в данном субъекте Российской Федерации земельные участки в муниципальную собственность при разграничении государственной собственности на землю не передаются.

Следовательно, распоряжение землями в Санкт-Петербурге до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами государственной власти Санкт-Петербурга. Кроме того, как на момент обращения ООО “ГНК“ с заявлением о выкупе земельного участка, так и на момент направления им проекта договора КУГИ и Фонду имущества Федеральный закон “О разграничении государственной собственности на землю“ не был введен в действие.

С учетом изложенного вывод суда о том, что надлежащим ответчиком по делу является РФФИ, в отношении которого истцом не был соблюден досудебный порядок урегулирования спора, не основан на нормах материального и процессуального права.

В соответствии со статьями 36 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации продажа
земельных участков осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков. Однако ни РФФИ, ни его территориальные отделения не обладают такими полномочиями и не являются органами государственной власти, а выполняют функции продавца государственного имущества в установленном порядке, на что обоснованно указало в кассационной жалобе ООО “ГНК“.

Также недостаточно обоснованной является ссылка суда на пункт 4.4 Основных положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 01.07.94, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22.07.94 N 1535, поскольку названная норма устанавливает, что продавцом земельного участка, занятого приватизируемым государственным (муниципальным) предприятием, является Фонд имущества, осуществивший продажу указанного предприятия либо акций акционерного общества, созданного при его приватизации. Однако из материалов дела следует, что на спорном земельном участке расположено не приватизированное государственное предприятие, а вновь созданная коммерческая организация.

Истец направил проект договора купли-продажи спорного земельного участка исполнительному органу государственной власти - КУГИ, а также Фонду имущества как специализированному учреждению, указанные лица привлечены к участию в деле в качестве ответчиков, но судом иск, заявленный к ним, по существу не рассмотрен. В связи с этим определение подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду также следует распределить судебные расходы между сторонами за рассмотрение дела в кассационной инстанции.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 174, 175, 176, 177, 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.02.02 по делу N А56-414/02 отменить.

Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Председательствующий

КОНЯЕВА Е.В.

Судьи

ВЛАСОВА М.Г.

РУДНИЦКИЙ Г.М.