Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.04.2002 N 42 До 1 июля 2001 года экспортер, предъявивший налог на добавленную стоимость к возмещению из бюджета, обязан представить в налоговую инспекцию документы, подтверждающие не только факт вывоза товара за пределы Российской Федерации, но и факт вывоза этого товара за пределы государств - участников СНГ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 апреля 2002 года Дело N 42

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Кузнецовой Н.Г., Шевченко А.В., при участии от открытого акционерного общества “Тверской завод вискозных нитей“ Черновой Н.И. (доверенность от 15.03.2002 N 13/д), от Управления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Тверской области Шпилевой О.Е. (доверенность от 11.04.2002 N 07-03), Васенкова Л.В. (доверенность от 11.04.2002 N 07-03), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 17.01.2002 по делу N 42
(судьи Владимирова Г.А., Бажан О.М., Рощина С.Е.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Тверской завод вискозных нитей“ (далее - ОАО “ТЗВН“, общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском о признании недействительным решения Управления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Тверской области (далее - налоговая инспекция) от 16.11.2001 N 14-14К/557/9290 в части отказа в возмещении из федерального бюджета 3470891 руб. налога на добавленную стоимость.

Решением суда от 17.01.2002 исковые требования ОАО “ТЗВН“ удовлетворены в части признания недействительным отказа налоговой инспекции в возмещении 2912481 руб. налога на добавленную стоимость.

Определением об исправлении арифметической ошибки от 21.01.2002 суд уменьшил сумму налога, которая согласно решению признана подлежащей возмещению из бюджета, до 1914356 руб.

Указанное определение истец обжаловал в апелляционном порядке.

Апелляционная инстанция постановлением от 19.03.2002 отменила определение суда.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение первой инстанции в части удовлетворения исковых требований ОАО “ТЗВН“ и отказать обществу в иске, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, определяющих порядок возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость.

Общество в отзыве указало на необоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе.

Проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта, кассационная инстанция установила следующее.

ОАО “ТЗВН“ представило в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за июль 2001 года, в соответствии с которой сумма налога, заявленная к возмещению из бюджета, составила 11671014 руб.

По результатам камеральной проверки декларации налоговая инспекция приняла решение от 16.11.2001 N 14-14К/557/9290 о возмещении обществу из бюджета 4796610 руб. налога на добавленную стоимость, в возмещении 6874404 руб. истцу было отказано. Причиной отказа послужило то обстоятельство, что в
ряде грузовых таможенных деклараций (далее - ГТД), представленных ОАО “ТЗВН“ в обоснование экспорта товаров, отсутствуют отметки пограничного таможенного органа государства - участника Содружества Независимых Государств (далее - СНГ), подтверждающие вывоз товаров за пределы СНГ. Кроме того, налоговая инспекция указала, что общество не представило полный пакет документов, предусмотренный пунктом 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в подтверждение права на получение возмещения 558410 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного при приобретении товарно-материальных ценностей, используемых при производстве экспортной продукции.

Общество обжаловало решение налоговой инспекции в части отказа в возмещении 3470891 руб. налога на добавленную стоимость в Арбитражный суд Тверской области. В обоснование исковых требований ОАО “ТЗВН“ указало на то, что Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена обязанность налогоплательщика для подтверждения факта экспорта представлять доказательства поставки товаров в страны дальнего зарубежья через государства - участники СНГ. Истец также считает, что налоговая инспекция необоснованно отказала ему в возмещении 558410 руб. налога на добавленную стоимость, ссылаясь на непредставление коносамента и поручения на отгрузку экспортируемых грузов. Указанные документы представляются при подтверждении вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации судами через морские порты, тогда как общество осуществляло поставку товаров на экспорт автотранспортными средствами.

Суд первой инстанции, рассмотрев представленные сторонами доказательства, удовлетворил исковые требования ОАО “ТЗВН“ в части признания недействительным решения налоговой инспекции об отказе в возмещении 2912481 руб. налога на добавленную стоимость. При этом суд указал, что факт вывоза товаров за пределы Российской Федерации подтвержден отметками таможенного органа, поэтому ссылки ответчика на возможность реализации обществом товаров в странах СНГ являются несостоятельными. В остальной части
иска - о признании недействительным решения налоговой инспекции об отказе в возмещении 558410 руб. - ОАО “ТЗВН“ отказано. Суд установил, что фактически поставка товаров осуществлялась истцом не автомобильным транспортом, а паромом, который согласно статьям 7 и 142 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации является судном, а следовательно, при вывозе продукции в таможенном режиме экспорта судами через морские порты общество обязано оформлять коносамент и поручение на отгрузку товара.

Налоговая инспекция обжаловала решение суда в части удовлетворения исковых требований ОАО “ТЗВН“ в кассационном порядке. Ответчик указывает на то, что согласно статье 13 Федерального закона Российской Федерации “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ от 05.08.2000 N 118-ФЗ реализация товаров в государствах СНГ приравнивается к реализации товаров на территории Российской Федерации. Следовательно, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров на экспорт необходимо представлять копии таможенных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы государств - участников СНГ.

Суд кассационной инстанции считает жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.

Как следует из подпункта 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, обложение налогом на добавленную стоимость товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств - участников СНГ), помещенных под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, производится по налоговой ставке 0 процентов.

Согласно статье 13 Федерального закона Российской Федерации “О введении в действие
части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ реализация товаров (работ, услуг) в государства - участники СНГ приравнивается к реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации до 01.07.2001. Следовательно, товары, отгруженные в государства - участники СНГ до 01.07.2001, облагаются налогом по ставке 20 процентов.

Таким образом, в обоснование применения налоговой ставки 0 процентов по товарам, отгруженным до 01.07.2001, необходимо представить доказательства, подтверждающие вывоз товаров за пределы таможенной территории государств - участников СНГ.

Вместе с тем на грузовых таможенных декларациях N 00583, 0001246, 0002063, 0002346, 0002442, 0002476, 0002527, 0002553 отметка пограничного таможенного органа государства - участника СНГ отсутствует и данное обстоятельство истцом не оспаривается, а следовательно, налоговая инспекция обоснованно отказала обществу в возмещении из бюджета 2912481 руб. налога на добавленную стоимость и у суда отсутствовали основания для удовлетворения иска в этой сумме. Поэтому решение суда в этой части подлежит отмене.

В остальной части решение суда соответствует нормам материального и процессуального права.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тверской области от 17.01.2002 по делу N 42 отменить в части признания недействительным решения Управления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Тверской области от 16.11.2001 N 14-14К/557/9290, согласно которому обществу отказано в возмещении из бюджета 2912481 руб. налога на добавленную стоимость. В иске в этой части отказать.

В остальной части решение суда от 17.01.2002 оставить без изменения.

Взыскать с открытого акционерного общества “Тверской завод вискозных нитей“ в доход федерального бюджета 750
руб. госпошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.

Председательствующий

ЗУБАРЕВА Н.А.

Судьи

КУЗНЕЦОВА Н.Г.

ШЕВЧЕНКО А.В.