Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.04.2002 N А05-647/02-31/11 Поскольку уполномоченным органом Пенсионного фонда РФ ни порядок взыскания недоимки, ни сроки совершения действий, направленных на ее взыскание, не соблюдены, суд правомерно отказал во взыскании с предпринимателя недоимки по взносам в Пенсионный фонд.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 апреля 2002 года Дело N А05-647/02-31/11

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Зубаревой Н.А. и Шевченко А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 6 по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.02.2002 по делу N А05-647/02-31/11 (судья Шадрина Е.Н.),

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 6 по Архангельской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском о взыскании с предпринимателя Ф.И.О. 2027 руб. недоимки по взносам в Пенсионный фонд
Российской Федерации за 1998 и 1999 годы и 306 руб. пеней за несвоевременную уплату этих взносов.

Решением суда от 14.02.2002 налоговой инспекции отказано в удовлетворении исковых требований.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и взыскать с Житова Д.П. недоимку по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации и пени. При этом податель жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права.

Истец и ответчик о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены, представители в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта, кассационная инстанция установила следующее.

Исходя из положений статьи 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“, возложившей с 1 января 2001 года на налоговые органы Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), и исполняя распоряжение Правительства Российской Федерации от 16.10.2000 N 1462-р, Пенсионный фонд Российской Федерации осуществил передачу налоговой инспекции лицевых счетов плательщиков страховых взносов во внебюджетные фонды, в числе которых был лицевой счет предпринимателя Житова Д.П.

Налоговая инспекция, принимая документы, установила, что по состоянию на 15.07.2001 за Житовым Д.П. числится задолженность по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 2027 руб. и 306 руб. пеней.

В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган направил
предпринимателю требование от 04.10.2001 N 05-07/5642, в соответствии с которым ответчику предлагалось в срок до 10.10.2001 уплатить сумму недоимки по страховым взносам и пени либо, в случае несогласия с суммой недоимки, явиться в Пенсионный фонд Российской Федерации для проведения сверки.

Поскольку в добровольном порядке Житов Д.П. недоимку и пени не погасил, для проведения сверки не явился, налоговая инспекция обратилась в суд с иском о взыскании с него 2027 руб. задолженности по страховым взносам и 306 руб. пеней.

Суд отказал налоговой инспекции в удовлетворении исковых требований, и кассационная инстанция считает это решение правильным и не подлежащим отмене.

Федеральным законом от 09.07.99 N 154-ФЗ внесены изменения и дополнения в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации, на основании которых органы государственных внебюджетных фондов стали участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Недоимка по взносам в сумме 2027 руб. образовалась у предпринимателя за 1998 и 1999 годы.

Как следует из пункта 4.7 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России), утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2122-1 (с изменениями и дополнениями, в том числе внесенными Федеральным законом от 02.01.2000 N 38-ФЗ), плательщики страховых взносов - граждане, которые являются самостоятельными плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (индивидуальные предприниматели, частные детективы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и другие), уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации с суммы полученного ими дохода за вычетом расходов, связанных с его извлечением, в сроки, которые определены для этой категории работающих граждан законодательством Российской Федерации о подоходном налоге с физических лиц.

Инструкцией о порядке уплаты страховых взносов
работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденной постановлением Правления ПФР от 11.11.94 N 258 (пункт 60), установлено, что граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, частные детективы, частные охранники, нотариусы, занимающиеся частной практикой, уплачивают взносы с тех видов доходов и в те сроки, которые определены для этой категории граждан Законом Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц“ (15 июля; 15 августа; 15 ноября).

Порядок уплаты взносов регламентирован пунктом 61, из которого следует, что к 15 июля, к 15 августа и к 15 ноября текущего года плательщики взносов вносят по одной трети годовой суммы взносов, исчисленной по доходам за истекший год, а впервые привлекаемые к уплате взносов - по одной трети суммы, исчисленной по предполагаемому доходу за текущий год, а при отсутствии сведений о предполагаемом доходе - по фактическому. По истечении года или в случае прекращения предпринимательской деятельности годовая сумма взносов исчисляется по фактически полученному доходу, и разница между этой суммой и суммами, уплаченными в течение года, подлежит перечислению плательщиком взносов или возврату ему не позднее 15 июля, а при прекращении предпринимательской деятельности - в 15-дневный срок. Платежи осуществляются по безналичному расчету либо наличными средствами на счет ПФР по месту регистрации в качестве плательщика взносов.

Пунктом 61 названной Инструкции определено, что порядок представления сведений о фактическом доходе от предпринимательской деятельности за истекший год, полученном указанной категорией плательщиков взносов, определяется ПФР.

Поскольку порядок исчисления взносов, уплачиваемых гражданами, зарегистрированными в качестве предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, частными детективами, частными охранниками, нотариусами, занимающимися частной практикой, ни
Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, ни названной Инструкцией не определен, принимая во внимание отсутствие обязанности указанной категории плательщиков взносов представлять расчеты взносов, а также вышеприведенные положения пункта 61 Инструкции, Пенсионный фонд Российской Федерации в письме от 04.09.97 N ЕВ-16-11/6508-ИН установил, что исчисление страховых взносов индивидуальным предпринимателям производится на основании сведений об их доходах, представляемых налоговыми органами, органом Пенсионного фонда России по месту их постоянного жительства.

Этим же письмом предусмотрен порядок уплаты исчисленных органом Пенсионного фонда взносов, согласно которому в течение текущего года плательщик вносит по одной трети годовой суммы начисленных страховых взносов, исчисленной по доходам за истекший год. По истечении года уполномоченными ПФР производится перерасчет страховых взносов по фактически полученному совокупному доходу. Разница между суммой страховых взносов, уплаченной за отчетный год, и суммой, начисленной по фактическому доходу, подлежит взысканию не позднее 15 июля. При этом, как следует из данного письма, уплата авансовых платежей производится на основании уведомления, содержащего сведения о доходе (фактическом и предполагаемом), исчисленной сумме страхового взноса и сроках его уплаты. Данное уведомление вручается плательщику органом ПФР, исчислившим эту сумму страховых взносов. Уведомления должны быть вручены плательщику не позднее чем за пятнадцать дней до наступления очередного срока уплаты взноса. При начислении авансовых платежей по истечении последнего срока уплаты страховые взносы уплачиваются через месяц после вручения уведомления. В случае привлечения плательщиков к уплате страховых взносов за предшествующие годы уплата страховых взносов производится равными долями в два срока: через месяц после вручения плательщику уведомления и через месяц после установленного срока уплаты.

Таким образом, Пенсионным фондом Российской
Федерации установлен порядок, при котором органы ПФР обязаны исчислить взносы и направить гражданам-предпринимателям уведомление со сведениями о доходе, исчисленной сумме страхового взноса и сроках его уплаты.

На основании такого уведомления производится уплата взносов.

Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2000 г. N 72 утвержден Порядок начисления пеней и взыскания сумм недоимки, а также пеней, штрафов, процентов. Названным постановлением установлено, что Инструкция о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденная постановлением Правления ПФР от 11.11.94 N 258, применяется в части, не противоречащей Порядку начисления пеней и взыскания сумм недоимки, а также пеней, штрафов, процентов.

Согласно постановлению от 22.06.2000 N 72 обязанность плательщиков по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации возникает при наличии оснований, установленных законодательством Российской Федерации, с момента наступления установленных законодательством сроков уплаты страховых взносов. Обязанность по уплате страхового взноса считается исполненной плательщиком с даты списания средств плательщика страховых взносов с его расчетного счета, а при уплате наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты страхового взноса в банк либо иную кредитную организацию, или в кассу органа местного самоуправления либо организацию связи Министерства Российской Федерации по связи и информатизации (пункт 1). По истечении установленных сроков уплаты страховых взносов неуплаченная сумма считается недоимкой и взыскивается с плательщиков страховых взносов с начислением пеней (пункт 2). В случае непоступления страховых взносов на счета ПФР в течение 10 дней после установленного законодательством срока уплаты взносов плательщику в 5-дневный срок направляется требование об уплате соответствующей суммы страховых взносов (пункт 10). После истечения срока
исполнения требования об уплате страховых взносов уполномоченным ПФР оформляется решение о взыскании с плательщика страховых взносов неуплаченных сумм недоимки и пеней, а также сумм начисленных процентов и штрафов (пункт 15). Решение о взыскании задолженности по страховым взносам, а также сумм начисленных пеней, штрафов, процентов с плательщика - физического лица должно быть принято органом ПФР в течение 10 дней после истечения срока исполнения требования об уплате задолженности (пункт 16). Исковое заявление о взыскании задолженности по страховым взносам и пеням, а также сумм начисленных штрафов и процентов за счет имущества плательщика - физического лица должно быть подано органом ПФР в арбитражный суд (при наличии статуса индивидуального предпринимателя) в течение 3-х месяцев после истечения срока исполнения требования.

Принимая во внимание установленный в письме от 04.09.97 N ЕВ-16-11/6508-ИН порядок исчисления взносов в отношении предпринимателей, орган Пенсионного фонда обязан был направить уведомление ответчику об уплате взносов за 1998 и 1999 годы.

Из материалов дела (л.д. 13) следует, что такое уведомление одновременно и за 1998 и за 1999 годы было вручено ответчику лично 17.03.2000. Недоимка плательщиком добровольно не погашена.

В соответствии с Порядком начисления пеней и взыскания сумм недоимки, а также пеней, штрафов, процентов, установленным постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2000 г. N 72, неуплата взносов является основанием для направления требования. Причем такое требование должно быть направлено плательщику в 5-дневный срок, исчисляемый со дня окончания 10-дневного срока после установленного законодательством (применительно к предпринимателям - установленного в уведомлении) срока уплаты взносов. В случае неуплаты по требованию недоимки по взносам в течение 10 дней органом Пенсионного фонда
должно быть принято решение о взыскании задолженности по страховым взносам, а также сумм начисленных пеней, а в течение 3-х месяцев после истечения срока исполнения требования - подано в арбитражный суд исковое заявление о взыскании задолженности по страховым взносам и пеням за счет имущества плательщика - физического лица (индивидуального предпринимателя).

Однако уполномоченным органом Пенсионного фонда Российской Федерации ни порядок взыскания недоимки, ни сроки совершения действий, направленных на ее взыскание, не соблюдены.

Нарушение органом Пенсионного фонда сроков совершения всех вышеперечисленных действий, в том числе срока обращения с иском в арбитражный суд, которые являются более короткими по сравнению с установленными в Налоговом кодексе Российской Федерации, не может являться основанием для повторения процедуры взыскания недоимки налоговым органом.

Согласно пункту 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 срок для обращения в суд с иском о взыскании налогов и сборов является пресекательным, то есть восстановлению не подлежит, в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.02.2002 по делу N А05-647/02-31/11 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 6 по Архангельской области - без удовлетворения.

Председательствующий

КУЗНЕЦОВА Н.Г.

Судьи

ЗУБАРЕВА Н.А.

ШЕВЧЕНКО А.В.