Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.04.2002 N А56-29799/01 Для получения права на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета налогоплательщик обязан доказать факт выделения налога в счетах-фактурах отдельной строкой и уплату НДС поставщикам товаров. Факт уплаты налога в бюджет поставщиками налогоплательщик доказывать не обязан, поскольку они являются самостоятельными налогоплательщиками, за деятельностью которых осуществляет контроль сама ИМНС.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 апреля 2002 года Дело N А56-29799/01

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Асмыковича А.В. и Пастуховой М.В., при участии от закрытого акционерного общества “Е.В.А.“ Закревского С.В. (доверенность от 01.02.02), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга Тихоненковой А.В. (доверенность от 02.10.01 N 04/22997), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга на решение от 06.12.01 (судьи Петренко Т.И., Блинова Л.В., Бурматова Г.Е.) и постановление апелляционной инстанции от 06.02.02 (судьи Фокина Е.А., Гайсановская Е.В., Звонарева
Ю.Н.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-29799/01,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество “Е.В.А.“ (далее - ЗАО) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга (далее - ИМНС) о признании недействительным решения от 08.08.01 N 20/18657 в части начисления (восстановления в бюджете) 33880 рублей налога на добавленную стоимость (далее -

НДС) по экспорту за февраль - март 2001 года.

Решением от 06.12.01 суд удовлетворил иск ЗАО на основании пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Апелляционная инстанция постановлением от 06.02.02 отклонила доводы жалобы ИМНС и оставила решение суда без изменения.

В кассационной жалобе ИМНС просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции, принятые, по ее мнению, с нарушением норм налогового законодательства. При этом налоговый орган считает, что по смыслу статей 8 и 176 НК РФ “возмещению из бюджета подлежат только те суммы, которые взимались у налогоплательщика в целях финансового обеспечения деятельности государства. В данном случае суммы НДС в бюджет не поступили, а остались в распоряжении поставщиков товарно-материальных ценностей, использованных истцом при осуществлении экспортных операций“, поэтому в бюджете отсутствует источник возмещения ЗАО налога.

В судебном заседании представитель ИМНС поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель ЗАО просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы ИМНС, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.

Согласно материалам дела истец своевременно представил в ИМНС декларации по налоговой ставке 0%
за февраль - март 2001 года и предусмотренные статьей 165 НК РФ документы, подтверждающие его право на возмещение 33880 рублей НДС, уплаченных им при осуществлении экспортных операций.

ИМНС провела камеральную проверку представленных ЗАО документов, результаты которой отражены в акте от 06.07.01 N 40/10, и решением от 08.08.01 N 20/18657 начислила истцу 33880 рублей НДС за февраль - март 2001 года, обязав восстановить указанную сумму налога в бюджете. Вывод налогового органа основан на том, что встречными проверками не подтвержден факт уплаты налога поставщиками материальных ресурсов, реализованных истцом на экспорт.

Кассационная инстанция считает, что данное решение ИМНС вынесено с нарушением прав налогоплательщика и норм налогового законодательства.

Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета, а также условия реализации этого права установлены статьей 176 НК РФ, введенной в действие с 01.01.01. Порядок реализации права налогоплательщика на возмещение (зачет) НДС при экспорте товаров (работ, услуг) определен пунктом 4 статьи 176 НК РФ. Согласно названной норме суммы, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 6 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 7 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 названного кодекса. При этом возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 7 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Таким образом, для реализации права на возмещение НДС
налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по налоговой ставке 0% и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, на основании которых не позднее трех месяцев производится возмещение налога. В течение указанного срока налоговый орган в соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ должен проверить обоснованность применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов, после чего принять решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.

Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Следовательно, право налогоплательщика на возмещение НДС при экспорте товаров (работ, услуг) обусловлено фактом уплаты поставщикам сумм НДС при оплате товаров (работ, услуг) и фактом реального экспорта этих товаров, который подтверждается документами, предусмотренными статьей 165 НК РФ, а также представляемой в налоговый орган отдельной декларацией по ставке 0%.

Названными нормами право налогоплательщика на возмещение НДС не связано с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками экспортируемых товаров (работ, услуг), которые являются самостоятельными налогоплательщиками, и не установлена обязанность налогоплательщика подтвердить это обстоятельство при предъявлении сумм НДС к возмещению. Такая обязанность предусмотрена только пунктом 5 статьи 171 НК РФ в случае возврата товаров продавцу или отказа от них, что ИМНС не установлено.

В соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ возмещение налога производится не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и предусмотренных статьей 165 НК РФ документов, а не с момента поступления в бюджет
сумм налога, уплаченных экспортером поставщикам товаров (работ, услуг). Поэтому несостоятелен довод ответчика об отсутствии сведений, подтверждающих перечисление поставщиками истца сумм НДС.

Кроме того, в силу статей 32, 82 и 87 НК РФ обязанность осуществлять налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах возложена на налоговые органы. В случае выявления при проведении налоговых проверок (статья 87 НК РФ) факта неисполнения обязанности по уплате налога поставщиками или производителями экспортных товаров, которые являются самостоятельными налогоплательщиками, налоговые органы вправе в порядке, установленном статьями 45, 46 и 47 НК РФ, решить вопрос о принудительном исполнении этих обязанностей и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм НДС, уплаченных при экспорте товаров (работ, услуг), и реализацию прав экспортера, предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ.

В данном случае суд на основании имеющихся в деле доказательств установил, что ЗАО выполнило предусмотренные пунктом 4 статьи 176 НК РФ условия возмещения НДС при экспорте товаров (работ, услуг). Поскольку ИМНС не оспаривает правомерность применения обществом налоговой ставки 0%, а также факт уплаты истцом сумм НДС поставщикам товаров (работ, услуг), что является основанием для применения налоговых вычетов, суд правомерно признал недействительным решение налогового органа от 08.08.01 N 20/18657, принятое с нарушением прав ЗАО и норм налогового законодательства.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы ИМНС, а решение суда считает законным и обоснованным.

Руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 06.12.01 и постановление апелляционной инстанции от 06.02.02 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-29799/01 оставить
без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

Председательствующий

ТРОИЦКАЯ Н.В.

Судьи

АСМЫКОВИЧ А.В.

ПАСТУХОВА М.В.