Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.03.2002 N А26-5734/01-02-07/248 Поскольку истец не имеет права собственности на древесину, которую реализует покупателям в соответствии с условиями агентского договора, проводимую истцом хозяйственную операцию нельзя признать реализацией товаров и следовательно, объектом налогообложения НДС.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 марта 2002 года Дело N А26-5734/01-02-07/248

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Корпусовой О.А., Кочеровой Л.И., при участии от Управления капитального строительства при Госстрое Республики Карелия Ивановой Е.В. (доверенность от 01.03.2002), Гриневич Н.В. (доверенность от 01.03.2002), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.12.2001 по делу N А26-5734/01-02-07/248 (судьи Морозова Н.А., Гарист С.Н., Кохвакко В.В.),

УСТАНОВИЛ:

Управление капитального строительства при Госстрое Республики Карелия (далее - УКС) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о
признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску (далее - налоговая инспекция) от 12.10.2001 N 4.2-416 и требования об уплате налога от 12.10.2001 N 4.2-05/3087.

Решением суда от 26.12.2001 исковые требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда, указывая на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.

В судебном заседании представители УКС просили оставить решение суда без изменения.

Налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ее представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность решения суда проверена в кассационном порядке.

Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция провела проверку соблюдения налогового законодательства УКС за период с 01.01.98 по 01.07.2001, о чем составлен акт от 18.09.2001 N 4.2-544. Также налоговая инспекция провела встречную проверку государственного унитарного предприятия внешнеэкономической деятельности и межрегиональных связей Республики Карелия (далее - ГУП ВЭД МС), о чем составлен акт от 14.09.2001 N 4.2-530.

По результатам проверок налоговая инспекция вынесла решение от 12.10.2001 N 4.2-416 о привлечении УКС к ответственности за совершение нарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 и пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, доначислении налога на добавленную стоимость и пеней. В тот же день налоговая инспекция направила УКС требование об уплате налогов от 12.10.2001 N 4.2-05/3087.

В ходе проверки установлено, что в первом и втором кварталах 2001 года УКС не перечисляло в бюджет налог на добавленную стоимость с выручки, поступившей от реализации древесины по договору с ГУП ВЭД МС. Денежные средства, полученные от покупателей за
реализованную древесину, вместе с налогом на добавленную стоимость перечислялись на расчетный счет Министерства финансов Республики Карелия.

Судом установлено, что между УКС и ГУП ВЭД МС заключен агентский договор от 25.09.2000, в соответствии с которым ГУП ВЭД МС обязуется за вознаграждение от своего имени и за счет УКС совершать необходимые юридические и иные действия, направленные на реализацию постановления Правительства Республики Карелия от 13.03.2000 N 60-П, и в этой связи осуществлять выполнение лесозаготовительных работ, осуществлять реализацию заготовленной древесины.

Указанным постановлением Правительства Республики Карелия от 13.03.2000 N 60-П в целях обеспечения капитальных вложений республиканского бюджета в объекты социальной сферы УКС выделены в краткосрочное пользование на 2000 год участки лесного фонда, а УКС обязан обеспечить заключение договоров подряда на рубку леса.

Согласно пункту 5 Порядка выполнения постановления Правительства Республики Карелия от 13.03.2000 N 60-П финансовые средства, поступающие на счет УКС или агента, перечисляются на специальный счет Министерства финансов Республики Карелия, учитываются в составе доходов и расходов республиканского бюджета, направляются на финансирование объектов социальной сферы и не подлежат налогообложению за вычетом расходов: плата за древесину, отпускаемую на корню; расходы, связанные с заготовкой и реализацией древесины; комиссионное вознаграждение организации, привлекаемой УКС в качестве агента.

Поскольку налоговая инспекция доначисляет УКС налог на добавленную стоимость только с операций по реализации за 2001 год, в данном случае следует руководствоваться нормами главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, несмотря на то, что договор был заключен в 2000 году.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 39
Налогового кодекса Российской Федерации реализацией товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

Поскольку из условий договора и постановления Правительства Республики Карелия видно, что УКС не приобретает права собственности на древесину, которая реализуется покупателям, то оно не может и передавать это право, а следовательно, данную хозяйственную операцию нельзя признать реализацией товаров и объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Доводы налоговой инспекции о том, что лесорубочные билеты выписывались на УКС, в данном случае не имеют значения.

Таким образом, решение суда первой инстанции соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены нет.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.12.2001 по делу N А26-5734/01-02-07/248 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску - без удовлетворения.

Председательствующий

КЛИРИКОВА Т.В.

Судьи

КОЧЕРОВА Л.И.

КОРПУСОВА О.А.