Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.03.2002 N А26-1547/00-02-03/110ж Суд правомерно заключил, что у кредитора, требования которого к должнику возникли в ходе внешнего управления и конкурсного производства, признаны арбитражным управляющим и подлежат удовлетворению во внеочередном порядке, отсутствует имущественный интерес к участию в собраниях конкурсных кредиторов, поскольку по сравнению с ними он находится в привилегированном положении.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 марта 2002 года Дело N А26-1547/00-02-03/110ж

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Стрелова И.М., судей Лавриненко Н.В., Сосниной О.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО “Риф плюс“ на определение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.01.2002 по делу N А26-1547/00-02-03/110ж (судьи Кохвакко В.В., Зинькуева И.А., Яковлев В.В.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Риф плюс“ (далее - ООО “Риф плюс“) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с жалобой на действия конкурсного управляющего муниципального предприятия “Лоухское жилищно-коммунальное хозяйство“ (далее - МП “Лоухское ЖКХ“), в которой заявитель просит обязать конкурсного управляющего:

- предоставить ООО “Риф плюс“ право на участие
в голосовании на собраниях кредиторов с числом голосов, соответствующим сумме задолженности, внесенной в реестр требований кредиторов;

- учитывать голоса всех конкурсных кредиторов, в том числе и тех, требования которых должны удовлетворяться вне очереди на основании пункта 1 статьи 106 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“.

Определением от 16.01.2002 суд отклонил жалобу заявителя.

В апелляционном порядке законность определения не проверялась.

В кассационной жалобе ООО “Риф плюс“ просит отменить определение и удовлетворить жалобу на действия конкурсного управляющего. При этом в качестве оснований податель жалобы указывает на следующее:

- требования заявителя к должнику признаны арбитражным управляющим в полном объеме и внесены в реестр требований кредиторов как внеочередные;

- на основании статей 2 и 12 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ конкурсными кредиторами являются кредиторы, имеющие денежные обязательства к должнику, возникшие как до принятия судом к производству заявления о признании должника банкротом, так и в ходе наблюдения, внешнего управления или конкурсного производства;

- ООО “Риф плюс“ не оспаривает по существу решений, принятых собраниями кредиторов должника, однако полагает, что действиями конкурсного управляющего было нарушено право заявителя на участие в этих собраниях.

От конкурсного управляющего поступил отзыв, в котором он поддержал доводы кассационной жалобы и высказал мнение о том, что ООО “Риф плюс“ должно иметь право на участие в голосовании по вопросам повестки дня на собраниях кредиторов должника, так же как и любой из кредиторов по денежным обязательствам. Кроме того, конкурсный управляющий просил рассмотреть кассационную жалобу в его отсутствие.

ООО “Риф плюс“, конкурсный управляющий МП “Лоухское ЖКХ“ и МП “Лоухское ЖКХ“ извещены о времени и месте слушания дела, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в
связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, в период внешнего управления, введенного в отношении МП “Лоухское ЖКХ“, а затем и конкурсного производства у ООО “Риф плюс“ возникли денежные требования к должнику по гражданско-правовым обязательствам последнего. Названные денежные требования признаны арбитражным управляющим и внесены в реестр требований кредиторов МП “Лоухское ЖКХ“ как внеочередные. В качестве основания для обращения с настоящей жалобой заявитель указал на то, что он не был допущен к участию в собрании кредиторов МП “Лоухское ЖКХ“.

Согласно статье 2, пункту 2 статьи 106 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ и пункту 1 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации к конкурсным относятся кредиторы третьей и пятой очереди, причем состав и размер денежных обязательств таких кредиторов в соответствии с пунктом 1 статьи 4 названного закона определяется на момент подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Требования кредиторов по обязательствам должника, возникшим в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства, не включаются в состав требований конкурсных кредиторов на основании статьи 106 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ и удовлетворяются вне очереди.

Принимая во внимание положения пункта 1 статьи 12 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“, участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы, а в случаях, предусмотренных названным законом, в части требований по обязательным платежам - налоговые и иные уполномоченные органы. В собрании кредиторов также участвует представитель работников должника.

С учетом изложенного суд правильно применил нормы материального права и пришел к обоснованному выводу о том, что ООО “Риф плюс“ не является конкурсным кредитором
и не вправе участвовать в собрании кредиторов.

Исходя из общих положений статей 1 и 2 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ и статьи 65 Гражданского кодекса Российской Федерации, целью участия конкурсных кредиторов в процедуре банкротства является удовлетворение денежных требований по обязательствам должника. Именно с этой целью законодатель предоставил кредиторам право, в установленном законом порядке, принимать обязательные для должника решения, которые направлены на обеспечение сохранности имущества должника и соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Податель жалобы также не может преследовать в отношении должника иных целей, кроме получения задолженности. Однако, в отличие от интересов конкурсных кредиторов МП “Лоухское ЖКХ“, интересы ООО “Риф плюс“ защищены законом - обязательства должника перед ним удовлетворяются во внеочередном порядке. В связи с этим у подателя жалобы отсутствует имущественный интерес к участию в собраниях конкурсных кредиторов, по отношению к которым ООО “Риф плюс“ находится в привилегированном положении.

В соответствии с пунктом 1 статьи 55 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ арбитражный суд рассматривает жалобы кредиторов о нарушении их прав и интересов. Материалами дела подтверждается и не оспаривается ООО “Риф плюс“, что арбитражным управляющим в соответствии со статьями 15 и 75 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ требования заявителя к должнику признаны установленными, и соответствующая запись внесена в реестр кредиторов. Следовательно, права ООО “Риф плюс“ действиями арбитражного управляющего не нарушены. Кроме того, заявитель не оспаривает принятые собранием кредиторов решения, а напротив, указывает на согласие с ними.

На основании статьи 171 и части 4 статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не принимает признание кассационной жалобы, если это противоречит законам и иным нормативным правовым актам или нарушает
права и законные интересы других лиц. Поскольку признание конкурсным управляющим жалобы ООО “Риф плюс“ не соответствует нормам материального права и влечет нарушение прав и законных интересов конкурсных кредиторов, суд кассационной инстанции не принимает названное заявление конкурсного управляющего.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 174, 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.01.2002 по делу N А26-1547/00-02-03/110ж оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Риф плюс“ - без удовлетворения.

Председательствующий

СТРЕЛОВ И.М.

Судьи

ЛАВРИНЕНКО Н.В.

СОСНИНА О.Г.