Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.03.2002 N А05-7553/01-503/16 Суд правомерно заключил, что древесно-кустарниковая растительность, находящаяся на земельном участке, относящемся к землям поселений и выделенном на праве постоянного (бессрочного) пользования организации связи, не является объектом лесных правоотношений, а сама организация не может быть привлечена к ответственности за нарушение правил отпуска древесины на корню при вырубке спорной растительности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 марта 2002 года Дело N А05-7553/01-503/16

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Марьянковой Н.В., судей Грачевой И.Л., Сергеевой И.В., при участии от ГУ “Управление государственного надзора за связью и информатизацией в Российской Федерации по Архангельской области“ Шарияздановой И.М. (доверенность от 01.01.2002 N 1), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования “Приморский район“ на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Архангельской области от 21.01.2002 по делу N А05-7553/01-503/16 (судьи Волков Н.А., Шашков А.Х., Тряпицына Е.В.),

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение “Приморский сельский лесхоз“ (далее - ГУ “Приморский сельский лесхоз“) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском
к государственному учреждению “Управление государственного надзора за связью и информатизацией в Российской Федерации по Архангельской области“ (далее - ГУ “Управление государственного надзора за связью и информатизацией по Архангельской области“) о взыскании 18166 руб. 80 коп. неустойки за нарушение лесохозяйственных требований.

Определением от 09.08.2001 к участию в деле в качестве второго истца привлечена администрация муниципального образования “Приморский район“ (далее - администрация МО “Приморский район“).

Определением от 28.12.2001 к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Приморского района Архангельской области (далее - КЗРиЗ Приморского района).

Решением от 02.10.2001 (судья Искусов В.Ф.) иск удовлетворен.

Апелляционная инстанция постановлением от 21.01.2002 решение отменила, в иске отказала.

В кассационной жалобе администрация муниципального образования “Приморский район“ просит отменить постановление апелляционной инстанции от 21.02.2002 и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.

Податель жалобы ссылается на то, что судом апелляционной инстанции нарушены нормы Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.98 N 551, и обжалуемый судебный акт является необоснованным.

ГУ “Приморский сельский лесхоз“, администрация МО “Приморский район“, КЗРиЗ Приморского района о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

В отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании представитель ГУ “Управление государственного надзора за связью и информатизацией по Архангельской области“ просил оставить жалобу без удовлетворения, считая несостоятельными доводы о необходимости применения пунктов 1, 17, 58 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации.

Проверив законность обжалуемого судебного акта, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа не
находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.

Из материалов дела видно, что постановлением Совета Министров РСФСР от 28.07.78 N 1201-р из земель Гослесфонда Усть-Двинского лесничества Архангельского механизированного лесхоза изъято 8 га лесов I группы, из земель Госземзапаса (Приморский район) - 12 га земли. Изъятые земельные участки переданы Архангельскому областному производственно-техническому управлению связи (правопредшественнику ГУ “Управление государственного надзора за связью и информатизацией по Архангельской области“).

Данными землями правопредшественник ГУ “Управление государственного надзора за связью и информатизацией по Архангельской области“ пользовался на основании акта на право пользования землей, в соответствии с которым земли были предоставлены ему в постоянное пользование. Постановлением главы Талажской сельской администрации МО “Приморский район“ от 07.07.99 N 16 указанные земли предоставлены ответчику в бессрочное (постоянное) пользование для производственных нужд (размещение станции технического радиоконтроля). На основании данного постановления ответчику выдано свидетельство о праве бессрочного (постоянного) пользования на землю. Согласно кадастровому плану (л.д. 100) спорный земельный участок относится к категории “земли поселений“.

Для размещения на спорном земельном участке радиоконтрольной аппаратуры ответчик обратился в ГУ “Приморский сельский лесхоз“ за разрешением расчистить участок от кустарников и других зарослей. На основании данной заявки ответчику 01.02.2000 был выписан лесорубочный билет. ГУ “Приморский сельский лесхоз“ 06.06.2001 произвело освидетельствование мест рубок, в ходе которого установил нарушение Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, после чего обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчика неустойки за нарушение лесохозяйственных требований.

Суд первой инстанции, принимая решение о взыскании с ответчика неустойки, исходил из того, что древесно-кустарниковая растительность, расположенная на спорном участке, отнесена к объектам лесных отношений, ответчик
является лесопользователем.

С таким выводом нельзя согласиться. Следует признать правильным вывод апелляционной инстанции о том, что спорный земельный участок не относится к объектам лесных отношений, а ответчик не является лесопользователем.

В данном случае, как указано выше, спорный земельный участок был изъят в установленном порядке из состава лесного фонда и в настоящее время относится к категории “земли поселений“. В силу статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), не образуют лесной фонд. Согласно статье 11 названного кодекса древесно-кустарниковая растительность, расположенная на землях населенных пунктов (поселений), не включается ни в лесной фонд, ни в леса, не входящие в лесной фонд.

Земли населенных пунктов (поселений) в соответствии со статьей 71 Земельного кодекса РСФСР включают в себя и земли связи. Спорный земельный участок используется для нужд связи, радиовещания, телевидения и информатики.

Ссылка подателя жалобы на пункты 1, 17 и 58 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации не может быть принята во внимание, поскольку в этих пунктах говорится либо о лесном фонде (лесных землях), либо о случаях применения названных Правил при переводе в установленном порядке лесных земель в нелесные. Поскольку спорный земельный участок еще в 1978 году изъят из лесного фонда, то данные Правила к нему неприменимы.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 и 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Архангельской области от 21.01.2002 по делу N А05-7553/01-503/16 оставить без изменений, а кассационную жалобу администрации муниципального образования “Приморский район“ - без удовлетворения.

Председательствующий

МАРЬЯНКОВА Н.В.

Судьи

ГРАЧЕВА И.Л.

СЕРГЕЕВА И.В.