Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.02.2002 N А42-3452/01-27 Суд правомерно отказал ИМНС в расторжении вследствие изменения законодательства о налогах и сборах соглашения о предоставлении инвестиционного налогового кредита, заключенного администрацией закрытого административного территориального образования и обществом, поскольку действующее законодательство не содержит указанного основания для принудительного досрочного прекращения подобного договора.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 февраля 2002 года Дело N А42-3452/01-27

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Клириковой Т.В., Корпусовой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Мурманской области на решение от 01.10.01 (судья Галко Е.В.) и постановление апелляционной инстанции от 05.12.01 (судьи Сачкова Н.В., Янковая Г.П., Спичак Т.Н.) Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-3452/01-27,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция по закрытому административному территориальному образованию “город Снежногорск“ Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Мурманской области (после реорганизации Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам N 3 по Мурманской области, далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с иском о расторжении соглашения от 06.06.97 о предоставлении инвестиционного налогового кредита, заключенного между администрацией закрытого административного территориального образования “город Снежногорск“ (далее - Администрация ЗАТО “г. Снежногорск“) и закрытым акционерным обществом “Фламинго-Фэктори“ (далее - ЗАО “Фламинго-Фэктори“).

Решением суда от 01.10.01 в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 05.12.01 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. По мнению подателя жалобы, соглашение от 06.06.97 о предоставлении инвестиционного налогового кредита подлежит расторжению в связи с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, признанием утратившим силу Закона Российской Федерации “Об инвестиционном налоговом кредите“, а также внесением изменений в другие законодательные акты, регулирующие порядок уплаты налогов и сборов в Российской Федерации.

Представители истца и ответчика, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность решения и постановления суда проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в целях реализации программы по созданию благоприятных условий для развития производственной базы по изготовлению натуральных фруктовых соков постановлением главы Администрации ЗАТО “г. Снежногорск“ от 05.06.97 N 466 ЗАО “Фламинго-Фэктори“ предоставлен целевой инвестиционный налоговый кредит сроком на три года. На основании названного постановления Администрация ЗАТО “г. Снежногорск“ заключила с ЗАО “Фламинго-Фэктори“ соглашение от 06.06.97 о предоставлении с 01.01.97 налогового кредита по налогам,
зачисляемым в бюджет ЗАТО, сроком на три года. Сроки погашения кредита оформлялись дополнительными срочными обязательствами, согласно которым все налоги, начисленные за 1997 год, должны быть уплачены ЗАО в бюджет ЗАТО в период с мая 2000 года по апрель 2001 года, налоги за 1998 год - в период с мая 2001 года по апрель 2002 года и за 1999 год - в период с мая 2002 года по апрель 2003 года. Условия соглашения выполняются обеими сторонами, что не оспаривается налоговой инспекцией.

Согласно статье 10 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ инвестиционный налоговый кредит является льготой по налогам в виде отсрочки взимания налогов, предоставляемой налогоплательщику уполномоченным на то органом.

До введения в действие с 01.01.01 части первой Налогового кодекса Российской Федерации порядок предоставления льготы по налогам в виде инвестиционного налогового кредита определялся Законом Российской Федерации от 20.12.91 N 2071-1 “Об инвестиционном налоговом кредите“ (далее - Закон).

В соответствии со статьями 9, 12, 13 Закона органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе предоставлять предприятиям налоговый кредит в пределах сумм налогов, зачисляемых в их бюджеты, путем заключения кредитного соглашения. Право на предоставление льгот по налогам в пределах сумм, зачисляемых в бюджет закрытых административно - территориальных образований, предоставлено ЗАТО и положениями статьи 1 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“.

Статьей 5 Закона Российской Федерации “О закрытом административно-территориальном образовании“ предусматривалось, что все налоги и другие поступления с территории закрытого административно-территориального образования зачисляются в доходы бюджета ЗАТО.

Таким образом, соглашение от 06.06.97 о предоставлении инвестиционного налогового кредита ЗАО “Фламинго-Фэктори“ сроком на три года
заключено Администрацией ЗАТО “г. Снежногорск“ в пределах предоставленной ей компетенции и в соответствии с действовавшим на дату заключения соглашения налоговым законодательством.

Порядок и основания отмены льготы в виде предоставления налогоплательщику инвестиционного налогового кредита до 01.01.01 были установлены статьей 14 Закона Российской Федерации “Об инвестиционном налоговом кредите“, а после 01.01.01 - положениями статьи 68 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 68 Налогового кодекса Российской Федерации действие договора об инвестиционном налоговом кредите может быть прекращено досрочно в случае уплаты налогоплательщиком всей причитающейся суммы налога и сбора и соответствующих процентов до истечения установленного срока, а также по соглашению сторон или по решению суда. Основанием досрочного прекращения договора может являться нарушение предприятием, получившим отсрочку уплаты налогов, условий этого договора. В данном случае таких нарушений судом не выявлено и налоговый орган на эти обстоятельства не ссылается.

Нормы Налогового кодекса Российской Федерации не содержат такого основания принудительного досрочного прекращения договора об инвестиционном налоговом кредите, как изменение обстановки вследствие изменения законодательства о налогах и сборах. Поэтому кассационная инстанция считает, что суд обоснованно отказал налоговому органу в удовлетворении иска по заявленным основаниям.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 174, пунктом статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 01.10.01 и постановление апелляционной инстанции от 05.12.01 Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-3452/01-27 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Мурманской области - без удовлетворения.

Председательствующий

КОЧЕРОВА Л.И.

Судьи

КЛИРИКОВА Т.В.

КОРПУСОВА О.А.