Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.12.2001 N 4363 Суд правомерно взыскал за счет казны субъекта РФ расходы, возникшие у организации в связи с предоставлением ветеранам льгот по оплате газа. Довод администрации о том, что эти расходы не могут быть взысканы за счет бюджетных средств, распределяемых в строгом соответствии с законом о бюджете, необоснован, так как принципы бюджетного иммунитета распространяются только на взыскание бюджетных средств, но не на казну в целом.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 декабря 2001 года Дело N 4363

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лавриненко Н.В., судей Коробова К.Ю. и Сосниной О.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу департамента финансов администрации Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 02.10.2001 по делу N 4363 (судья Головина Т.И.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Тверьоблгаз“ в лице филиала “Ржевмежрайгаз“ (далее - ОАО “Тверьоблгаз“) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к департаменту финансов администрации Тверской области (далее - департамент финансов) о взыскании 15250 руб. 10 коп. убытков, образовавшихся в результате предоставления участникам Великой Отечественной войны в период с
августа 1998 года по декабрь 2000 года пятидесятипроцентной скидки по оплате за газ.

Решением от 02.10.2001 исковые требования удовлетворены путем взыскания истребуемой суммы за счет казны Тверской области.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе департамент финансов просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение норм материального права. В жалобе, в частности, указывается на то, что Федеральным законом “О ветеранах“, действовавшим в 1998 году, не разграничивалось, какие расходы должны компенсироваться из федерального бюджета, а какие из бюджетов субъектов Российской Федерации, порядок их возмещения не был разработан. Названный закон в действующей редакции содержит указание на источники финансирования установленных законом мер социальной защиты ветеранов, однако не устанавливает порядок финансирования этих расходов, поскольку регулируется нормами бюджетного законодательства. Отсутствие этих расходов в расходной части бюджета Тверской области исключает возможность компенсации таких расходов из средств областного бюджета.

Стороны, будучи уведомленными о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, ОАО “Тверьоблгаз“ в период с августа 1998 года по декабрь 2000 года в соответствии с Законом Российской Федерации “О ветеранах“ (далее - ФЗ РФ “О ветеранах“) при взимании платы за газ учитывало льготу в размере 50%, предусмотренную для отдельных категорий граждан, проживающих на территории Ржевского района Тверской области. С учетом названных обстоятельств у истца возникли убытки в размере 15250 руб. 10 коп.

При рассмотрении настоящего дела суд пришел к правильному выводу, что перечисление в статье 10 ФЗ “О ветеранах“, действовавшей на момент возникновения спорных
правоотношений, отдельных прав и льгот, расходы на реализацию которых предоставляются ветеранам данным законом за счет средств федерального бюджета, означает, что расходы на реализацию остальных льгот подлежали компенсации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом порядок возмещения указанных расходов утверждался Правительством Российской Федерации и органами субъектов Российской Федерации. В дальнейшем в статью 10 вышеуказанного закона (в редакции от 02.01.2000) были внесены изменения, в соответствии с которыми расходы на реализацию прав и льгот, предоставляемых ветеранам, производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно приложениям к федеральным законам, утверждающим федеральные бюджеты на соответствующий финансовый год, из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на реализацию ФЗ РФ “О ветеранах“ предусматривалась соответствующая сумма расходов, учтенная при расчете сумм финансовой помощи субъектам Российской Федерации, в том числе и по Тверской области.

Поскольку в результате предоставления вышеуказанной льготы истец недополучил доходы от платы за газ, он и обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

По мнению кассационной инстанции, суд при наличии доказательств, документально подтверждающих факт предоставления льгот ветеранам, проживающим на вышеуказанной территории, правомерно пришел к выводу об обоснованности предъявляемого ко взысканию размера компенсации.

Доводы кассационной жалобы неубедительны.

Бюджетный кодекс Российской Федерации не может применяться к правоотношениям, возникшим до его введения. На это правомерно сослался суд первой инстанции.

Что касается бюджетного регулирования отношений в 2000 году, то суд первой инстанции правильно указал на то, что принципы бюджетного иммунитета направлены на ограничение обращения взыскания именно на бюджетные средства, но не на казну в целом.

С учетом вышеизложенного оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьями 174, 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тверской области от 02.10.2001 по делу N 4363 оставить без изменения, а кассационную жалобу департамента финансов администрации Тверской области - без удовлетворения.

Председательствующий

ЛАВРИНЕНКО Н.В.

Судьи

КОРОБОВ К.Ю.

СОСНИНА О.Г.