Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.12.2001 N 4343 Требование энергоснабжающей организации к департаменту финансов администрации области о взыскании убытков, образовавшихся у организации в результате предоставления ветеранам военной службы скидки при оплате за газ, правомерно удовлетворено за счет казны области.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 декабря 2001 года Дело N 4343

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Коробова К.Ю., Лавриненко Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу департамента финансов администрации Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 14.09.2001 по делу N 4343 (судья Истомина О.Л.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Тверьоблгаз“ в лице филиала “Ржевмежрайгаз“ (далее - ОАО “Тверьоблгаз“) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к департаменту финансов администрации Тверской области (далее - департамент финансов) о взыскании 31956 руб. 07 коп. убытков, образовавшихся в результате предоставления ветеранам военной службы в период с 01.08.98 по
31.12.2000 пятидесятипроцентной скидки по оплате за природный газ.

Решением от 14.09.2001 исковые требования удовлетворены путем взыскания истребуемой суммы за счет казны Тверской области.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого по делу судебного акта не проверялись.

Решение от 14.09.2001 обжаловано департаментом финансов в кассационном порядке. Податель жалобы просит отменить состоявшийся судебный акт, ссылаясь на то, что он принят с нарушением норм материального права. В жалобе, в частности, указывается на то, что Законом Тверской области от 23.03.2000 N 93-ОЗ-2 “Об областном бюджете Тверской области на 2000 год“ бюджетные средства на реализацию Федерального закона “О ветеранах“ в части оплаты коммунальных услуг, в том числе природного газа, всем категориям ветеранов санкционированы не были. Следовательно, декларируемое возмещение расходов на реализацию прав и льгот не может быть осуществлено, поскольку не обеспечено бюджетными ассигнованиями.

Стороны, будучи уведомленными о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, ОАО “Тверьоблгаз“ в период с 01.08.98 по 31.12.2000 в соответствии с Законом Российской Федерации “О ветеранах“ при взимании платы за газ учитывало льготу в размере 50%, предусмотренную для отдельных категорий граждан, проживающих на территории Зубцовского района Тверской области. С учетом названных обстоятельств у истца возникли убытки в размере 31956 руб. 07 коп.

При рассмотрении настоящего дела судом отмечено, что в соответствии со статьей 10 вышеуказанного закона расходы на реализацию прав и льгот, предоставляемых ветеранам, производятся за счет средств как федерального бюджета Российской Федерации, так и бюджетов субъектов Российской Федерации,
а согласно названной статье в редакции от 02.01.2000 расходы производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Порядок возмещения указанных расходов утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с приложением 12 к Федеральному закону “О Федеральном бюджете на 1998 год“ сумма расходов, учтенных при расчете сумм финансовой помощи субъектам Российской Федерации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, на реализацию Федерального закона “О ветеранах“ по Тверской области составила 253030,9 тысячи рублей, в соответствии с приложением 22 к Федеральному закону “О федеральном бюджете на 1999 год“ - 253030,9 тысячи рублей, в соответствии с приложением 23 к Федеральному закону “О федеральном бюджете на 2000 год“ - 303637,1 тысячи рублей.

Поскольку в результате предоставления вышеуказанной льготы истец недополучил доходы от платы за коммунальные услуги, он и обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Кассационная инстанция отклоняет довод кассационной жалобы о том, что поскольку в составе расходов бюджета законодатель не предусмотрел средств на реализацию законодательства о ветеранах, то отсутствуют и основания для их взыскания из средств областного бюджета. Расходы на компенсацию коммерческим организациям затрат, связанных с предоставлением предусмотренных нормативными актами льгот и компенсаций, являются особой формой бюджетных расходов. Эта форма бюджетных расходов имеет характер компенсации коммерческим организациям затрат, возникающих в связи с включением этих организаций в механизм реализации прав и льгот, предоставляемых отдельным категориям лиц за счет бюджетных средств. При этом отсутствие в бюджете денежных средств для предоставления указанной категории лиц отдельных прав и льгот не может повлечь переложения соответствующих финансовых затрат на вовлекаемые в механизм реализации таких льгот коммерческие
организации. Таким образом, в том случае, если неисполнение принятых государством обязательств ведет к нарушению имущественных прав организации, то эти права подлежат защите в гражданско-правовом порядке.

По мнению кассационной инстанции, суд при наличии доказательств, документально подтверждающих факт предоставления льгот ветеранам, проживающим на вышеуказанной территории, правомерно пришел к выводу об обоснованности предъявляемого ко взысканию размера компенсации.

С учетом вышеизложенного оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьями 174, 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тверской области от 14.09.2001 по делу N 4343 оставить без изменения, а кассационную жалобу департамента финансов администрации Тверской области - без удовлетворения.

Председательствующий

КУСТОВ А.А.

Судьи

КОРОБОВ К.Ю.

ЛАВРИНЕНКО Н.В.