Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.12.2001 N А42-3772/01-23 Суд правомерно отказал ИМНС в иске о взыскании с товарищества штрафа за административное правонарушение, поскольку ИМНС пропущен срок предъявления требования о наложении административного взыскания.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 декабря 2001 года Дело N А42-3772/01-23

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Клириковой Т.В., Троицкой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.08.01 по делу N А42-3772/01-23 (судья Евтушенко О.А.),

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску (далее - ИМНС) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с иском о взыскании с товарищества с ограниченной ответственностью “Талл“ (далее - ТОО) 8190 рублей штрафа.

Решением от 23.08.01 в иске отказано.

В апелляционной инстанции
дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе ИМНС просит отменить решение от 23.08.01, считая, что судом нарушены нормы материального права.

ИМНС и ТОО о времени и месте слушания дела надлежаще извещены, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, установил следующее.

По результатам проведенной проверки соблюдения ТОО кассовой дисциплины за период с 12.12.96 по 30.12.98 составлена справка от 16.03.2000 и принято решение от 12.04.2000 о привлечении ТОО к административной ответственности, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 23.05.94 N 1006 (далее - Указ).

Согласно части 2 статьи 118 Конституции Российской Федерации и постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.98 N 14-П судебное производство, предварительное производство в случаях, когда принятие решения по существу принадлежит органам исполнительной власти, наделенным соответствующими полномочиями, должны соответствовать конституционному, гражданскому, административному и уголовному производствам. Бюджетный кодекс Российской Федерации относит бюджетные правоотношения к административным. Следовательно, в данном случае должно применяться процессуальное законодательство, относящееся к рассмотрению дел, вытекающих из административных отношений.

В соответствии со статьей 38 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (далее - КоАП) административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, выявленные правонарушения не являются длящимися.

В рассматриваемом деле последнее правонарушение совершено 30.12.98, то есть на момент привлечения ТОО к ответственности - 12.04.2000 ИМНС пропущен срок, установленный статьей 38 КоАП.

Также при рассмотрении настоящего спора применяется срок давности исполнения постановления о наложении административного взыскания, установленный статьей 282 КоАП, а следовательно,
требование о взыскании штрафа должно быть предъявлено в установленном порядке (в том числе судебном) в течение трех месяцев.

ИМНС обратилась в суд 28.03.01, то есть с пропуском названного срока.

Кроме того, при привлечении общества к ответственности ИМНС не соблюдены положения статьи 247 КоАП, определяющей права и обязанности лица, привлекаемого к ответственности. Согласно названной статье дело рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к ответственности. В отсутствие этого лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела.

В материалах дела нет данных об извещении истца о времени и месте рассмотрения дела, которое рассмотрено в его отсутствие, чем грубо нарушены права ТОО.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит нарушений в применении норм материального и процессуального права судом при принятии решения.

Руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.08.01 по делу N А42-3772/01-23 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску - без удовлетворения.

Председательствующий

НИКИТУШКИНА Л.Л.

Судьи

КЛИРИКОВА Т.В.

ТРОИЦКАЯ Н.В.